Иногда нам кажется странной наша привязанность, сходная с наркотической, к каким-то идеям, к событиям, насыщенных эмоциями и ещё ко многому в этом странном человеческом мире. Смотрят люди по телевидению какой-либо сериал и, в конце концов, однажды он становится необходимой частью их жизни. Причём, очень важной частью, без которой, как они считают, жизнь будет неполной и не интересной. Если показ фильма происходит в рабочее время, то на это время могут оказаться пустыми рабочие места, всё важное откладывается – «работа не медведь, в лес не убежит» – люди смотрят очередную часть сериала. Компьютерные игры могут настолько увлечь человека, что он вначале посвящает им всё своё свободное время, затем то время, которое он прежде посвящал учёбе или ещё каким-то делам, а затем это занятие становится целью и смыслом его жизни. Есть такое выражение: привычка – вторая натура. Привык человек после работы усаживаться перед телевизором на весь вечер и смотреть всё подряд – лишь бы перед глазами мелькало, и попробуйте заставить его сдвинуться с места – помочь что-либо сделать по дому.
– Что, я после работы отдохнуть не имею права!
– Но я же тоже после работы, а кто за нас будет всю работу по дому делать?... Подобные диалоги рождаются каждый вечер в рабочие дни недели, но они могут иметь и другую тему, например:
– Серёжа, от тебя опять на целую версту несёт пивом, дышать нечем.
– Ну, встретились с друзьями, выпили по парочке бутылок пива. Я же не чрезмерно употребляю.
– Но, ты же каждый вечер приходишь весёлый!
– Ты хочешь, чтобы я с друзьями не встречался?! А для чего тогда жить на свете?
– Я не против твоих друзей, но твой сын уже вырос из своей одежды, и нужны деньги, чтобы купить ему новую – ты же их тратишь на вечерние встречи с друзьями.
– Никто тебя не заставлял его рожать, сама захотела, а теперь на меня давишь!... Таких диалогов можно привести множество. В одних из них на первом месте тупой мужской эгоизм, в других – женский, в котором могут быть бесконечные телефонные разговоры с подругами или знакомыми, или тот же самый телевизор и в то же время вечные жалобы на нехватку времени для нужных дел по дому. Действительно, привычка – вторая натура, иногда не самая лучшая.
У детей и подростков могут быть другие привычки, в основе которых – отсутствие направленных интересов и внутренней организованности. Причина в этом полностью лежит на родителях, не знающих, а часто и не желающих что-либо знать о воспитании детей в современном мире. Но этой теме будет посвящена отдельная работа, здесь же мы говорим о результатах различных внешних факторов, которые набрасывают на человека «тень» и соответственно трансформируют его. Такие дети не хотят читать, делать уроки дома и учиться в школе, они не хотят думать, помогать родителям. Для них не привлекателен и даже не понятен смысл чувства долга, они не хотят иметь какие-либо обязанности – но они хотят получать удовольствия не как награду за труд, а просто так. Серая тень плотным покровом опустилась на человечество и в этой тени люди теряют человеческие лица, человеческие чувства, достоинство, честь и национальное самосознание. И самое главное – у людей мельчает сознание и разрушается интеллект.
Основной причиной, позволяющей «тени» трансформировать сознание человека, является отождествление с тем, что захватило внимание человека. Для того, чтобы произошло отождествление необходима достаточно интенсивная эмоциональная поддержка какого-либо внешнего влияния. Эта интенсивность может быть однократной, сравнимой с эмоциональной волной или даже взрывом, и распределённой во времени, когда внешние влияния постоянны, но их интенсивность выражена слабо, или же возникают периодически, но имеют одну и ту же направленность. При этом происходит суммация влияний, в результате которой в сознании человека формируется устойчивый очаг определенного направленного интереса. Вследствие этого, все остальные интересы человека должны потесниться, уступая часть своего места новому доминантному интересу. За счёт этого сознание человека и многие его возможности недополучают необходимой для них энергии и в значительной степени свёртываются, делая человека более мелким и примитивным. Но, зато доминантный интерес, поддерживаемый периодической реализацией его во внешнем мире, разрастается и однажды может стать единственным интересом, подчиняющем всю человеческую жизнь. При этом, разумеется, стираются все остальные грани человеческой личности и остаётся тот необходимый минимум интересов, без которого сохранение жизни невозможно.
Что делать? Для детей – необходимо сформировать в максимально раннем возрасте критическое отношение к ценностям этого мира. Имеются в виду не только материальные ценности, но и те идеи, которые являются доминантными в этом мире. Параллельно должно идти формирование знаний о действительном предназначении человека на Земле. Конечно, это могут делать только достаточно хорошо внутренне подготовленные родители.
Современный мир, в своей внешней динамике опирается на ложь, которая имеет целью задержать эволюцию сознания на Земле, и делает это при помощи внешних средств. Разумеется, эта сила лжи не принадлежит человеку, а тем могуществам, которые пытаются противостоять эволюции сознания на Земле. Неведение не позволяет этим силам осознать, что внешняя эволюция человечества – это только отражение эволюции внутренней. И задерживая внешний прогресс, невозможно задержать внутренний духовный рост человеческого сознания, но можно навязать человечеству идеи, которые будут сдерживать его стремление к познанию духовной истины. Этому служат идеи Ветхого завета, Дарвинизм, замалчивание археологических открытий, сокрытие нетрадиционных источников энергии, замалчивание и дискредитация духовных учений в среде религиозных конфессий, навязывание идей потребительства и моральной раскрепощённости и т. п.
Условия, в которых растут современные дети, уже с раннего возраста воспитывают в них психологию потребителя, когда человек не должен думать, но уметь пользоваться тем, что предлагает ему торговля. Для того, чтобы дети, вырастая, не оказались в тени рабства современного мира, необходимо воспитание, в котором они уже изначально предпочитали бы пути творчества во взаимодействии с ценностями этого материального мира. Их необходимо научить самоосознанию и самовоспитанию, в котором не последнее место занимает выбор пути и воля. Разумеется, всё это имеет значение и для взрослого человека, но для того, чтобы освободиться от цепких объятий тени внешнего мира, он должен уметь осознавать в себе её влияние, её притяжение, в котором она стремится удержать его и трансформировать по образу и подобию своему. Если человек будет осознавать в себе влияние всевозможных теней этого мира, то он скоро осознает, как притяжение их ослабевает. И тогда ему будет значительно легче отвергать не только её притяжение, но и её настойчивое стремление реализовать себя, используя для этой цели его, как инструмент своей воли.