Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ВОЗМОЖНОСТЯХ

Петр Зорин

Возможности человека – это программы универсальной природы, которые являются гранями человеческого существа, определяющими не только личность человека, но и его конкретные действия в этом материальном мире. Человеческие возможности можно представить в виде пирамиды, каждый более высокий уровень которой, подчиняет себе уровни более низкие. И чем выше в пирамиде расположены возможности, тем в большей степени в них выражена свобода воли.

Хотя в действительности, у человека реально не существует даже малейшая свобода воли, а то, что он считает возможностью осознанного выбора, выбором не является, потому что выбор его происходит под влиянием внутреннего состояния или побуждения, которые вызываются силами, ему не принадлежащими. Человек при этом может только осознавать свои предпочтения, которые в реальности ему не принадлежат. Таким образом, свобода воли и свобода выбора – это только иллюзия. Человека можно сравнить с лошадью, которая считает, что это она сама хочет идти в ту или другую сторону, хотя ею управляет её наездник. Но вернёмся к пирамиде человеческих возможностей.

На каждом уровне пирамиды, располагаются созвучные друг другу возможности, принадлежащие разным граням человеческой личности. Своей периферией эти возможности накладываются друг на друга, что приводит к распространению активности, возникшей в одной возможности на другие. Более того, такое их расположение в значительной мере способствует раскрытию прежде закрытых возможностей. И это может происходить даже в тех случаях, когда возможностям ещё не пришло время раскрыться. Например, возможности, имеющие отношение к половой дифференциации должны раскрываться только в период полового созревания. Но они могут быть раскрыты и значительно раньше, если на них специально фиксировать внимание человека, что активно используется в воспитании современной молодёжи в российских школах и средствами массовой информации.

Эволюция человека была бы невозможной. Если бы возможности своей периферией не накладывались друг на друга. Поэтому, духовный искатель, исследуя проявления своих возможностей, фиксирует своё внимание не только на их центрах, в которых их особенности наиболее ярко выражены, но и постепенно сдвигает своё внимание к периферии, где проявления возможностей выражено более слабо.

Кроме того, все уровни пирамиды возможностей связаны между собой по вертикали. И то, что на низших уровнях этой пирамиды выражено, как животные инстинкты, на более высоких её уровнях проявляет себя как более высокие, присущие только человеку свойства. Для примера можно взять проявления любви, которая на самом низшем уровне реализует себя как похоть и секс, то на более высоких уровнях – как витальная привязанность и любовь, а на ещё более высоких – как любовь безобъектная – Ананда. В другом примере мы можем рассмотреть инстинкт исследования условий, который необходим животному для выживания в тех обстоятельствах, в которых он находится, на более высоких, уже человеческих уровнях, это будет стремление к знанию и на вершине пирамиды возможностей стремление к знаниям перерастает в стремление к познанию Божественной истины. И ещё пример. Стремление к обладанию тем, что необходимо для выживания на животном уровне, на более высоком уровне проявляется как стремление к присвоению богатства, власти, удовольствий, а на ещё более высоком уровне – это проявляется в стремлении к единству со всем сущим на Земле как, проявлением Божественного. Можно рассмотреть ещё одно человеческое качество – отвержение того, чего не должно быть, которое на низших уровнях проявляется как гнев, агрессия. На высоких же уровнях пирамиды возможностей проявляется, как сострадание. Но это состояние проявляется только тогда, когда на возможность отвержения накладывается возможность безобъектной любви.

Всё человеческое разнообразие современного мира,  необходимо для эволюции сознания человека, и все процессы, происходящие в современном мире, также необходимы для того, чтобы эволюция человека была успешной. Конечно, можно возразить этому, говоря, что сегодня в мире правит ложь. Непрекращающиеся войны, насилие, голод и страдания людей, не могут быть необходимы, для того, чтобы однажды Божественная истина восторжествовала среди этого нарастающего мрака и деградации. Но вспомните, что при внутренней работе мы можем что-то изменить в себе только тогда, когда, качество, требующее трансформации будет проявлено и осознанно нами. Невозможно изменить или даже разрушить что-либо, то, что не проявлено, даже если есть в этом необходимость. При отсутствии проявления какого-либо качества, человек даже знать не будет, что у него есть эта особенность. А проявить их могут только определенные силы, соблазняющие не только отдельных людей, но и целые народы. И они не только соблазняют, но и управляют теми людьми и народами, которые подвластны им. Поэтому, всё происходящее в современном мире можно рассматривать как влияния тёмных сил, которые стремятся проявить всё негативное, так как пришло этому время.

Таким образом, человек является мишенью сил, стоящих позади проявленного мира. Эти силы используют для своих нужд энергию, выбрасываемую им, при самых различных его эмоциональных состояниях. Но, благодаря этим силам, духовный искатель может осознать в себе те качества, которые делают его нечистым, и освободиться от них. Как будто бы всё понятно, но как же тогда понимать слова Шри Ауробиндо, что всю работу в человеке делает Божественная Шакти. Тогда внутренние усилия человека на духовном пути – это усилия Шакти, а человек, по неведению только присваивает то, что ему не принадлежит. Таким образом, человек – только сознательный инструмент сил, которые делают на Земле работу  необходимую для эволюции сознания. Тогда позади тех событий, которые происходят в современном мире – так же стоят силы низшей природы и Шакти, с позволения которой раскрывается всё низшее в человеческой природе, чтобы в последствии быть трансформированным. И тогда реальность современного мира представляет собой подготовку Высшей Шакти к решительному действию в недалёком будущем.

Знание этого может привести к мысли, что человек должен оставаться пассивным, ожидая, когда Божественная Шакти при своём взаимодействии с силами низшей природы скажет своё последнее слово. Но при этом мы забываем, что позади нашей активности стоит не наша свободная воля, но силы низшей природы и более высокие – Божественные силы. Это они управляют нами, а мы только присваиваем, заявляя, что мы чего-то хотим или не хотим. Даже тогда, когда мы используем данную нам волю, то и в этом случае мы следуем внутренним влечениям, нам не принадлежащим. Но тогда наше решение – пассивно взирать на всё происходящее в мире и ждать, когда Шакти скажет своё последнее слово, возможно, так же не наше. Если мы только инструменты, принадлежащие Божественной Шакти, то наша внутренняя пассивность возникает, конечно же, не под её влиянием. Тем более, что силы как низшей, так и высшей природы располагаются в нас самих. Там, внутри нас они проявляют себя. К тому же, Божественная Шакти санкционирует силам низшей природы проявлять себя в человеке ровно на столько, насколько это позволяет человеку делать выбор между влияниями сил света и тьмы. При этом, разумеется, предполагается, что человек станет на сторону сил света, а не будет пассивным созерцателем того, что он воспринимает. И мы можем думать, что пассивность в этом случае – это влияния сил тьмы.

И опять вопрос: что значит – быть активным? Во-первых, это должно быть внутреннее неприятие, несогласие, которым вы усиливаете ту часть информационного поля Земли, которая питает силы, противостоящие злу, во-вторых, если потребуют обстоятельства, то вы должны активно участвовать в противостоянии злу. Бог не моралист, и «лучше быть камнем на его пути, чем слякотью под его ногами». А как же тогда христианское «не убий»? Учение Иисуса Христа настолько изменено теми, которые навязывали его своим врагам и тем, которые в будущем могли стать их врагами, что сегодня говорить об этих словах, которые будто бы однажды сказал Иисус Христос, бессмысленно. А если прибавить к ним ещё и другие слова Иисуса Христа такие как – «ударили по правой щеке, подставь другую», «сняли одну рубашку – отдай и верхнюю одежду», «любите врагов своих, молитесь за обижающих вас» и др., то это на руку тем, которые стремятся к власти над миром. По крайней мере, это обеспечивает им безопасность в их стремлении к власти над миром. Тогда возникает ещё один вопрос:

– Если всё есть Бог, то почему бы человеку не следовать путями дьявола? Он ведь делает очень нужную для Божественного работу – проявляет не проявленные несовершенства.

– У каждого своё предназначение. Дьявол – это только инструмент, выполняющий Божественную волю – он проявляет в человеке то, что препятствует восхождению его сознания. Без этого проявления человек никогда бы не осознал в себе те несовершенства, которые необходимо трансформировать на путях к Божественной истине. Дьявол имеет только те возможности, которые определяют его деятельность по выявлению в человеке его несовершенств. И для него не существует путей, ведущих к Божественному совершенству. Поэтому, говорить о возможной эволюции Дьявола, в которой он раскаялся бы в своих дьявольских делах и встал на путь истины, не приходится. Цели, к которым можно стремиться осознанно, возможны только тогда, когда есть для этого соответствующие возможности. У человека есть бесконечный спектр возможностей, поэтому возможная эволюция человека – бесконечна. Такие возможности не даны Дьяволу. Его можно сравнить с насекомым, которое не может эволюционировать и стать, например, человеком, потому что набор его возможностей ограничен его предназначением. Все его возможности открыты, поэтому оно совершенно – ему уже некуда идти дальше – его совершенствование завершено. То же самое проявлено и в дьяволе – он совершенен, его эволюция завершена, он делает то, что единственно доступно для него. Можно сказать, что это узко специализированная сила, как те инструменты, которыми мы пользуемся при выполнении какой-либо работы. Дьявол только указывает человеку на ту грязь, от которой он должен отмыться, чтобы подняться на следующую ступень эволюции. Но если эта грязь дорога человеку, то он становится исполнителем воли Дьявола, а воля дьявола однонаправлена – повсюду проявлять зло и несовершенства, заставлять людей страдать и стремиться к богатствам, удовольствиям и власти в этом мире. Он может одарить человека, который служит ему, только тем, что для него, Дьявола, имеет наивысшую ценность и реально доступно ему.

Таким образом, легче всего раскрывать у человека те возможности, которые соответствуют времени их естественного раскрытия. Легко раскрываются те возможности, которые находятся на одном уровне пирамиды возможностей. Тогда они раскрываются по созвучию. Например, человеческая речь и понимание смысла слов, умение читать, считать – находятся на одном уровне пирамиды возможностей. И в то же время, раскрытие этих возможностей раскрывает в человеке вертикальные связи, делающие доступными для человека абстрактные идеи, способность образно мыслить и осознавать то, что невыразимо словами.

Следовательно, если эти возможности раскрыты в более позднем возрасте, то у человека способность абстрактно синтетически мыслить останется в зачаточном состоянии, и дальнейшее его воспитание и обучение  не поднимет такого человека выше уровня посредственности, он, возможно, будет усердным исполнителем, но творческой личностью, за редким исключением, вряд ли станет.

Очень часто взрослые люди заявляют, что ребёнок должен прожить своё детство стихийно, оно должно быть естественным и вмешательство в него взрослых должно быть минимальным –  на уровне удовлетворения его желаний. Этим самым, они отказываются в сознательном формировании личности ребенка, и он формируется хаотически под влиянием всевозможных внешних импульсов и своих желаний.

Следующим периодом раскрытия более высокого уровня возможностей, которые относятся к социальному плану. Это очень важный период, так как в это время формируются социальная направленность человека, его способность осознавать себя частью семьи (обратите внимание, – не семья является частью его, а он – часть её). В этот период формируется воля человека, чувство долга, ответственность за свои действия и понимание, что его желания удовлетворяются только за счёт ограничений других людей, желания которых не менее значимые, чем его. И это формирование социальных возможностей может быть успешным только в том случае, если ребёнок, или уже подросток, участвует во всех семейных делах в соответствии с его возможностями. Вспомните стихотворение Некрасова – «Мужичёк с ноготок», когда совсем ещё маленький мальчик помогал своему отцу возить из лесу дрова. Он гордился тем, что помогает отцу: «Семья то большая, да два человека всего мужиков-то – отец мой, да я». Истинная любовь к своему ребёнку выражается не в удовлетворении его желаний, а в стремлении сделать его совершенным, развить в нем те качества, которые в дальнейшем будут необходимы в его успешной жизни в человеческом обществе и на путях своего самопознания.

Мировоззрение отдельного человека и мировоззрение народа имеют свой центр и свою периферию. Центр личности отдельного человека или центр основных особенностей народа – присущи только этой личности, или только этому народу – они индивидуальны. Их можно сравнить с вершиной личностной пирамиды человека или народа. Если лишить человека или народ его центра или вершины, то они станут аморфными и высоко внушаемыми. Это похоже на обезглавливание, когда вместо собственной головы можно приставить любую другую. Хорошей иллюстрацией этому являются гипнотические состояния, в которых для эффективности лечебного внушения снимается высший личностный контроль, препятствующий введению в подсознание необходимой информации. В современном мире средства массовой информации держат основную массу людей в хроническом гипнотическом состоянии, в котором для людей чёрное может быть представлено белым, а белое чёрным.

 

Опубликовано