Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОЕ ЧТО О МИРОВОЗЗРЕНИИ

--

Говоря о формировании мировоззрения, мы чаще всего предполагаем, что его формируют внешние условия. Если это так, то тогда почему люди такие разные? Можно ответить, что условия, в которых формировалось их мировоззрение, были не одинаковыми. Ну а если их поместить в одинаковые условия, то мировоззрение их будет одинаковым? Совсем нет, даже при одинаковых условиях и мировоззрения и интересы человека, зависящие от мировоззрения, будут разными. У них будут разными предпочтения и разными способы достижения желаемого. Следовательно, мировоззрение можно представить себе как некий узор или мозаику, созданную из символов, отражающих в себе внешнюю реальность. Но стиль и направленность этой мозаики уже заранее предопределёна, ещё до рождения этого человека, и даже, до его зачатия, потому что Психическое существо ещё до того, как образуется супружеская пара, сводит людей – будущего отца и мать, живущих в определенных условиях, для того, чтобы войти в новую человеческую жизнь и получить дальнейший опыт для своего внутреннего роста.

На формирование мировоззрения в значительной степени влияет и наследственная предрасположенность. Отсюда всевозможные психопатии и акцентуации личности и даже профессиональные склонности.

И, кроме того, есть и третья важная причина – период от зачатия и до рождения. В этот период человек получает через мать эмоциональный опыт, и опыт всех её привычек, стремлений и взаимных отношений с другими людьми, и даже профессиональный опыт. Разумеется, в этот период формирования человека весь этот опыт формирует в нём только предрасположенности, которые в дальнейшем могут и не реализоваться.

Современные исследования показывают значение гормонального фона женщины при развитии в ней плода. При избытке эстрогенов, во время беременности мальчиком, в нём в постнатальной жизни могут преобладать психологические особенности и даже влечения, характерные для женщин. В то же время при избытке андрогенов в период от зачатия и до рождения у девочек после их созревания могут быть влечения, характерные для противоположного пола, а у мальчиков возможны бисексуальные проявления. Таким образом, в человеке ещё до вступления во внешний мир, формируется его психофизиологический фундамент, который во многом определяет дальнейшее формирование его мировоззрения уже под влияние внешних условий.

Существует два источника влияний, которые участвуют в формировании мировоззрения человека – первый из них – неосознаваемый, второй – осознанный. К неосознаваемому источнику влияний относится в первую очередь информационное поле Земли, которое Карл Густав Юнг называет коллективным бессознательным. В этом поле есть части, которые мы называем эгрегорами народов и более мелких  человеческих сообществ и к этому коллективному бессознательному точно пуповиной подсоединён каждый человек. На этом коллективном бессознательном основываются все человеческие ценности и взаимоотношения между человеком и природой, взаимоотношения между людьми и даже отношения к Богу. И на этом коллективном бессознательном формируется мировоззрение человека. Возможно, именно поэтому, первый источник формирования мировоззрения человека опирается на его бессознательные состояния.

Бессознательное состояние характеризуется тем, что человек или полностью не осознаёт окружающую его реальность и самого себя в ней или осознает только частично. И это касается не только отдельного человека, но и целых народов, что бывает, когда они разделены и, поэтому могут быть ведомы чуждой для их идеей. Это связано с тем, что архетип особенно ярко проявляется, когда народ един и архетип каждого человека объединяется в стройный оркестр архетипа всего народа. Архетип имеет грани, сходные с индивидуальными особенностями человека и, поэтому, он проявляет себя в стремлении расти, и подчинять своему влиянию социально-психологические особенности отдельного человека, культуру и искусство целой нации. При этом, архетип в человеке или народе, проявляет себя в соответствии с принципом маятника, следуя которому, он то мобилизует человека или даже целый народ на своей самоидентичности, то расслабляясь, или отступая перед обстоятельствами, доходит до пределов вероятности своего растворения среди не родственных ему других народов. Если же говорить об отдельном человеке, то в период расслабления он может перестать идентифицировать себя со своим народом или же потерять свою самоидентичность. Принцип маятника интересен тем, что чем больше он отклоняется в одну сторону, тем в большей степени может быть его отмашка в другую сторону. Это неоднократно бывало в истории России, когда она казалось бы подходила к состоянию своего полного уничтожения, но потом, точно феникс из пепла, восставала ещё более могучей, чем она была прежде.

Но неосознаваемый уровень реальности проявленного мира – это не только информационное поле земли, проявляющее себя в человеческом архетипе, но и многогранная реальность, которую человек никогда не осознаёт в полной мере. В реальности всего, с чем человек приходит в соприкосновение всегда есть те её грани, которые проходят мимо сознания человека и будучи не осмысленными, уходят его подсознание, чтобы оттуда исподволь оказывать на сознание человека определенное влияние. Для человека более опасно то, что он не осознаёт, в то время как осознанное для него не представляет опасности. Осознавая, он может не принимать динамику внешних влияний, и в то же время принимать их на неосознаваемом для себя уровне. Принимать внешние влияния, это значит, быть открытым каналом для них. Обычно человек открыт тем влияниям, которые захватили его внимание. И если судить по информации, не ослабевающим потоком, льющейся в человеческие умы и сердца, несущей в себе разрушительные идеи, неосознаваемые человеком, то нам легко понять, в каком направлении идёт формирование мировоззрения человека.

«Духу добра и человечности брошен вызов», говорит Юнг о современном мире. Пришло время, говорит он, чтобы цивилизованный человек обратил свой разум к самым основам, ибо уже поставлен вопрос о жизни и смерти. Опасность, которая нам угрожает, настолько велика, что последняя европейская катастрофа (К.Г. Юнг имеет в виду гитлеровский фашизм) будет выглядеть по сравнению с ней лишь скромной прелюдией».

Это наводит нас на мысль о необходимости радикального изменения своего мировоззрения. Но психологическая атмосфера деградации, лжи и распада, пронизывающая все сферы жизни современного мира, и формирующая мировоззрение людей, кажется, не оставляет даже малейшего шанса на какие-либо изменения в позитивном направлении. Мир неуклонно погружается всё глубже во мрак невежества и деградации человеческих качеств. Духовные устремления сменились в сторону удовлетворения жажды потреблять материальные блага и жажды удовольствий. Но всё же есть небольшое количество прогрессивно мыслящих людей, которые стремятся уйти от неизбежности лавинообразного распада человеческого сознания, и низведения его до уровня примитивного животного, и даже ещё ниже. 

«Уже поставлен вопрос жизни и смерти» – говорит Юнг, духу добра и человечности брошен вызов». Конечно, можно следовать общему потоку деградации, «быть таким как все» и действовать по принципу: «Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт». Прожить свою серенькую жизнь, как «премудрый пескарь», жить «не высовываясь», а то «как бы чего не вышло». Но тогда, как же «Песня о соколе» и «Горящее сердце Данко» Горького? Ведь должны быть среди людей, о которых можно сказать: «Безумству храбрых поём мы песню», и должны быть те, которые своим горящим сердцем освещают путь людям! Если останутся только премудрые пескари, то человечество погибнет. Но Бог поругаем не бывает. Достаточно вспомнить эволюцию жизни на Земле от живой клетки до человека, и, конечно же, это восхождение на человеке не остановится. Позади проявленной жизни на Земле (и не только на Земле) есть разумная могущественная сила, которая определяет направление эволюции жизни и разума. И никакие силы, стремящиеся превратить человечество в послушных премудрых пескарей, не смогут воспрепятствовать этому.

Ничто в Божественной Вселенной не случайно.  И жизнь на Земле так же не возникла случайно, и не случайно начала своё восхождение. Можно привести метафору, в которой строители, не имея никакого плана, строят сооружение, и никто из них не знает, как оно должно выглядеть, потому что всё происходит случайно. Одни рабочие куда-то несут строительные элементы и укладывают их, другие – эти же элементы берут и несут в другое место, и если прежде, материалы, необходимые для постройки чего угодно, были хоть как-то рассредоточены и упорядочены, то некоторое время спустя, от этой бесплановой работы, ничего упорядоченного не осталось. Следовательно, появление жизни, и тем более человека, не может быть случайностью, так как несогласованные действия созидательных и разрушительных сил, при отсутствии плана действий, ничего создать не могут. Любые направленные действия имеют свой план и своё намерение, и мы можем быть уверенны, что позади проявленного эволюционирующего мира есть сознательная сила, которая имеет свои цели. И эти цели ни в коем случае не ведут к деградации сознания и жизни на Земле. Их намерением является бесконечная эволюция, бесконечное восхождение жизни, которая одна противостоит возрастающей энтропии Вселенной. Тогда как понимать, происходящее в современном мире?  Разве можно назвать восхождением сознания, ту ложь и распад человеческой морали, и всё пронизывающую идею выгоды, эволюцией человечества. Не достигло ли оно своей вершины, за которой закономерно следует спуск, инволюция жизни и сознания? У эволюции есть направление восхождения, но нет вершины. Чтобы ответить на эти вопросы, кратко остановимся на основных принципах эволюции.

Эволюция возможна только тогда, когда есть полярность, в которой есть начало пути, и есть его конец. И начало, и конец пути могут быть условны. Просто мы берем какой-то отрезок бесконечной эволюции и называем один конец его началом, а другой, соответствующий большему совершенству, – концом. Таких отрезков пути эволюции может быть бесконечное множество. Для того, чтобы идти от меньшего совершенства в начале пути, к большему, необходимо каким-то образом освобождаться от несовершенств – или разрушать их, или же трансформировать. Это можно сравнить со сбрасыванием балласта, привязанного к корзине воздушного шара, без чего невозможно не только подняться в верхние слои атмосферы, но даже оторваться от Земли.

Вселенная бесконечна и едина, и в ней нет места для отходов, поэтому все несовершенства должны быть трансформированы в совершенства. Правда, любые совершенства на пути эволюции – относительны, так как путь к совершенству бесконечен. Этот путь можно сравнить с температурой звёзд – как бы высока она ни была, её можно ещё повысить на какое-то количество градусов, и похоже, что этому нет пределов. Так и на внутреннем пути – то, что сегодня кажется совершенством, завтра, когда это совершенство достигнуто, оно станет якорем несовершенства, балластом, от которого следует освободиться, чтобы сделать ещё один шаг в направлении к совершенству большему.

Проявлением несовершенств занимается тёмная разрушительная сила. На Земле она всячески соблазняет людей и делает всё, чтобы эти несовершенства проявились. Это необходимо, так как не проявленные несовершенства трансформированы быть не могут. Мы эти силы называем сатанинскими, бесовскими, люцифером, князем мира сего. Вспомните, как он искушал Иисуса Христа: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если ты поклонишься мне, то всё будет твоё» (Ев. От Луки, 4-я гл. 6 – 7 ст.). Конечно, все эти сатанинские силы реализуют свою власть на Земле через определенную категорию людей, которых можно назвать слугами Сатаны. Сатана не знает, что он выполняет волю единого Бога по выявлению в людях их несовершенств. Он это делает, преследуя свои собственные похоти, поэтому он стремится максимально проявить в людях их несовершенства и всё, что неустойчиво в человеке, расшатать и совратить, разрушить. В конечном счёте, человечество оказывается разделенным надвое. В одной его части люди, которые сами пытаются освободиться от несовершенств и, благодаря дьяволу, который старательно проявляет их, они получают возможность осознать эти несовершенства и работать с ними. В другой части находятся люди, для которых их несовершенства принимаются ими как достоинства, поэтому они не собираются освобождаться от всего, что не соответствует эволюции сознания и даже не понимают, для чего им это нужно. Итак, мы живём в такое время, когда всё низкое проявляется в человечестве в полной мере. И это свидетельствует, что скоро последует второй эволюционный этап – трансформация всего, что не соответствует божественному восхождению сознания на Земле. Это о нашем времени сказал Иисус Христос: «Много званных, да мало избранных». Избранные – это те люди, для которые ценности этого мира не являются целью их жизни и которым они предпочли ценности более высокие, лежащие за пределами вожделений исполнителей воли Люцифера. Если мы обратим внимание на все человеческие возможности в спектре возможностей вселенских, то увидим, что есть люди, открытые возможности которых сдвинуты в тёмную сторону и есть те, у которых открытое поле возможностей сдвинуто в светлую сторону. Тогда у первых будет преобладать притяжение абсолютного мрака, и освободиться от этого притяжения будет нелегко. В то же время у вторых будет преобладать притяжение света и их предпочтения при выборе своих путей, будут соответствовать этому притяжению.

Люди, осознающие своё истинное божественное предназначение на Земле, могут осознанно подходить ко всем соблазнам этого мира и совершенствовать свою природу.

У людей, которые находятся в сознательном возрасте, формирование мировоззрения во многом зависит от окружающей его реальности. При этом события, которые формируют мировоззрение человека, в то же время привязывают его к ценностям материального мира. Но одновременно с внешними факторами, формирующими мировоззрение человека, изнутри идут постоянные влияния от его истинной части – его психического существа или истинного «Я», которые меняют отношение человека к ценностям этого мира и заставляют его искать смысл своей жизни. Человек только тогда может осознанно участвовать в формировании своего мировоззрения, когда его истинное «Я» уже в достаточной степени изменило его сознание и в какой-то степени обесценило ценности внешнего мира. И только тогда человек становится сознательным строителем своего собственного мировоззрения и своей судьбы.

Опять вопрос упирается в смысл жизни. Разве воспитание детей в семье лишено смысла? Даже преступник, идя на преступление, видит в нём для себя определенный смысл. Но тогда, возможно, каждый поступок, или даже серия поступков, необходимых, например, для воспитания детей – это только звенья единой цепи смысла жизни? Да, это так, но много ли людей, которые знают всю цепь и стремятся соответствовать ей? Разве не похожи люди на тех, которые страдают выраженной близорукостью, не позволяющей им видеть дальше одного звена этой цепи? Жизнь большинства людей похожа на нейтральную микроскопическую частичку в закрытом сосуде. Эта частичка под ударами других частиц хаотично движется зигзагами в неизвестном направлении, и может даже достичь противоположной стенки сосуда. Мы называем такое движение броуновским. Каждое микродвижение этой частицы имеет цель, но уже в следующее мгновение эта частица движется в другом направлении. У неё нет постоянной цели, и вообще, у неё нет никакой цели. Её действия, если можно так сказать, определяются внешними условиями. Но она однажды, всё-таки достигает противоположной стенки сосуда. Для человека это означает смерть. Но смерть не может быть целью человека! Всё было бы иначе, если бы эта частица вылетела бы за пределы сосуда, тогда перед ней открылась бы вечность. Но для этого у неё должна быть цель. Она не должна участвовать в броуновском движении, и двигаться туда, куда подталкивают её внешние обстоятельства. Если человек жаждет власти или богатства, хочет быть значимым, то эту страсть можно сравнить со стремлением к своему собственному увеличению. И если ещё раз вернуться к метафоре, в которой частица участвует в броуновском движении, то мы получим ту же самую картину, только теперь события будут происходить с увеличенной в размере частицей. Она, как и прежде, однажды коснётся противоположной стенки сосуда. Под сосудом мы понимаем этот проявленный мир, и истинной целью человека может быть только выход за пределы его притяжения. Все остальные цели – целью не являются, и всегда заканчиваются смертью. Конечно, такому утверждению можно возразить, говоря, что люди, формирующие свою жизнь ради великой цели, тоже умирают. Но их жизнь можно сравнить с работой по пробиванию тоннеля из подземелий к свету солнечного дня. Пусть человек не завершил эту работу, и его физическая жизнь закончилась, но на его место станут другие люди, у которых так же есть истинная цель. И однажды этот проход будет сделан, и тогда наш сумеречный мир озариться запредельным светом. Это будет время окончательного разделения людей на устремлённых к свету и тех, для которых эволюция уже завершена.

Для людей очень важно иметь цели, направленные не на увеличение собственной значимости, потому что подобные цели преходящи и никуда не ведут, но цели, ведущие их за пределы зависимостей от ценностей этого мира. Если идея цели овладевает сознанием человека, то его мировоззрение и все его устремления собираются в единый луч, подобный лучу прожектора. Его воля становится концентрированной, и не распыляется, как это происходит у потребителей нашего времени. И тогда всё в человеке приобретает определенный смысл. Каждое его желание, каждая мысль и каждое действие приобретают направленность, соответствующую его высокой цели.