Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОЕ ЧТО О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Петр Зорин

2012-05-14

Идея добра и зла принадлежит человеку. Для Божественного добро и зло несут в себе совершенно другой смысл, который далёк от человеческих оценок реальности этого проявленного мира. Рассмотрим эту идею в общих чертах вначале на человеческом уровне. Каждый человек по-своему оценивает всё происходящее с ним и вокруг него. То же самое мы можем сказать и о любых объединениях, например, – криминальных, патриотических, объединениях по национальному признаку и объединениях, которые мы называем государствами. Одни и те же события для различных людей или государств могут получать прямо противоположные оценки. Примером может быть Ливия. Для народа Ливии агрессия НАТО была злом, а для США и Европы – добром. Мировой кризис практически для всех стран был злом, а для Федеральной Резервной Системы США – безусловным добром. Для агрессора – агрессия – это добро и поэтому она оправдана, а для страдающей стороны – это ни чем не оправданное зло. В любом случае человеческие отношения очень часть оцениваются неоднозначно и то, что для одних хорошо – для других – плохо.

Добро и зло можно рассматривать как символы, делящие реальность мира на две части. Эти символы являются иллюзорными ориентирами, опираясь на которые человек выбирает направление своих действий или отношений к тому, что его окружает. И в каждом случае – это движение от индивидуального зла к индивидуальному добру. При этом оценка происходящего и состояния, в которых может пребывать при этом человека, всегда оценивается индивидуально, и полных совпадений оценки практически никогда не бывает.

 Добро и зло переживаются человеком не одинаково, в зависимости от расстояния события или фактора от человека, оценивающего их. Например, проблемные отношения в коллективе или в семье порождают наиболее яркие эмоциональные состояния, когда человек непосредственно в них участвует, и в значительной мере ослабевают, когда он уезжает достаточно далеко от тех мест, к которым эти проблемы имеют прямое отношение. Наиболее интенсивно они переживаются человеком, когда приходят в соприкосновение с ним самим. Это расстояние переживается не только в пространстве, но и в степени психологической отстранённости. Таким образом, удалился человек от источника зла, и ему стало легче. Но особенно эффективно удаляться от зла в направлении добра, тогда человеку становится легче вдвойне. Отсюда семейные разводы, увольнения с работы «по собственному желанию», прогулы школьниками уроков и… самоубийства.

Но возможно удаление от зла и во времени. И тогда мы говорим, что время – лучший доктор. Но и в этом случае зло – это нечто негативное для нас, острые углы которого со временем сглаживаются, и чем дальше в прошлое уходит это событие, тем в большей степени мы освобождаемся от переживаний, которые оно вызывало.

Психологическая отстранённость от зла, которое, казалось бы, непосредственно к нам отношения не имеет, формирует в нас своеобразную психологическую защиту. Примеры этому мы рассмотрим чуть позже. Отстранённость от зла возможна только при повышении порогов восприятия, когда зло уже не является злом. При этом формируется своеобразная чёрствость души. Примером психологической отстранённости могут быть всевозможные современные телефильмы, в сюжетах которых обязательно присутствуют насилия и убийства. И у телезрителя, который много времени проводит у телевизора, постепенно формируется не сострадание и даже не жалость, но безразличие к страданиям людей, и в то же время любопытство к происходящему. Ещё хуже обстоят дела у компьютерных аддиктов, которые в своих компьютерных играх формируют в себе жестокость, бездушие и неадекватность внутренних реакций на внешние обстоятельства. Они тоже отстранены от того зла, которое происходит в виртуальном пространстве компьютера, потому что сами находятся в реальном пространстве перед экраном монитора и физически не досягаемы для виртуального противника.

Существует два направления, которые могут быть избранны человеком. Одно из них – это путь, ведущий к Божественной истине. На этом пути духовный искатель противостоит влияниям внешнего материального мира и для этого осознаёт и трансформирует в себе те части, которые отвечают на эти внешние влияния. Благодаря этому он как бы засыпает для значимостей этого мира и пробуждается для более высокого плана сознания. Это можно рассматривать как борьбу со злом, с целью сохранения и преумножения добра. Хотя это зло относительно, так как оно является ловушкой, удерживающей обывателя в пределах своих владений, и в то же время – это школа для человека, идущего внутренним путём. Другими словами, если смотреть на ловушки этого мира глазами обывателя, то он не является злом. В то же время с позиций духовного искателя на значимости этого мира, с одной стороны являются ловушками, пытающимися удержать его в пределах своих притяжений, а с другой – помощью в его духовной работе, так как они проявляют те его несовершенства, над которыми ему следует работать.

Второе направление, которое может избрать для себя человек, всецело связано с материальными благами этого мира и выживанию в нём. Причём, идеей выживания захвачено всё человечество. Суть этой идеи заключается в том, что все люди стремятся к большему благу, чем они имеют сейчас, или хотя бы сохранить то положение, в котором они находятся в настоящее время. При этом каждый человек думает только о своём благе, которое он стремится увеличить за счёт блага других людей, или же за счёт результатов своего собственного труда. К благам относятся не только материальное благополучие и удовольствия, но и власть, которая и является основной целью выживания человека. На самых низших уровнях стремление к власти выражено сравнительно слабо, но чем выше уровень благосостояния, тем интенсивнее стремление к власти. И на уровне материального пресыщения стремление к власти выходит на передний план.

Практически, второе направление, которое может для себя избрать человек, приводит людей к разделению на паразитов и их жертв. Причём, на самых низших уровнях это разделение выражено очень слабо, но чем выше социальный уровень выживающих, тем это разделение более контрастно. На вершине социальной пирамиды обитают абсолютные паразиты, деятельность которых имеет только одно направление – сохранение и преувеличение своего паразитического статуса.

Можно ли сказать, что второе направление, избранное человеком, содержит в себе зло, так как все потребности человеческой пирамиды от неимущих и до тех, которые практически уже имеют власть над всем миром, привязаны к ценностям материального мира? Само по себе социальное расслоение в своей статике не является ни добром, ни злом. Но если мы обратим своё внимание на динамику отношений людей, находящихся на различных социальных уровнях, к реальности этого мира и их взаимоотношений между собой, то увидим, что в этих взаимоотношениях содержится, хотя и в различной степени, абсолютное зло. Действительно, для человека, жизнь которого преходяща, стремиться к абсолютной власти – безрассудно. Это стремление можно сравнить с неизлечимым психическим заболеванием. Неуёмное стремление к власти можно понять только тогда, когда мы увидим те силы, которые стоят позади человечества и управляют им. «Мне дана власть над этим миром» – говорит дьявол, пытаясь соблазнить Иисуса Христа. Разумеется, это его силы реализуют через людей свою извечную ненасытную жажду власти. Эта жажда власти, как вечное чёрное знамя, переходит из рук одних слуг дьявола, уходящих в небытие, в руки других,  стремящихся к большей власти, чем имели их предшественники.

Мы уже говорили о том, что понятие добра и зла – относительны и имеют значение только для людей, погружённых всей своей жизнью в этот материальный мир, с их стремлением к выживанию. Для людей, избравших духовный путь, всё, что способствует их неустанному стремлению к Божественной истине, является добром, и нет ничего, что могло бы препятствовать их устремлениям, потому что всё в этом мире они принимают, как уроки Божественного.

В действительности, идеи добра и зла не принадлежат человеку, они принадлежит Дьяволу, установившему свою власть над людьми, чтобы привязать их к этому миру. Людям свойственно присваивать себе то, что им не принадлежит, например, различные эмоциональные состояния, стремления и побуждения, желания и нежелания. Идеи добра и зла человек так же присвоил, и всё, о чём он говорит, что это моё – ему не принадлежит. Здесь имеется в виду – им не является. Для Божественного всё сущее в его бесконечной вселенной является необходимостью, поэтому для него нет ничего, что он отвергал или предпочитал бы одно другому.