Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СУТЬ ВНУТРЕННЕЙ РАБОТЫ

Петр Зорин

Суть внутренней работы духовного искателя очень проста – достижение всё возрастающего покоя. А теперь следует ответить на два вопроса: для чего человек должен стремиться ко всё возрастающему внутреннему покою, и как это делать?

Гермес-Трисмегист однажды сказал: «Что вверху, то и внизу». Практически, он сказал, что Божественная вселенная построена по фрактальному принципу – принципу подобия. Отсюда, человек и Вселенная подобны друг другу. Это совсем не значит, что Вселенная имеет такие же руки и ноги, как у человека – они ей совершенно не нужны. Они подобны друг другу на уровне вибраций. Как и Вселенная, человек имеет бесконечный спектр вибраций сознания. Эти вибрации, группируясь в октавы, представляют собой миры, часть из них принадлежит низшей сфере, к которой относится и земной план сознания, другая часть, имеющая более высокие вибрации, принадлежит высшей сфере миров – супраментальных. Таким образом, каждый человек содержит в себе представительство всех планов реальности. Это является не только обещанием его бесконечного восхождения в своей эволюции, но, одновременно, делает его уязвимым для влияний низших деструктивных планов сознания.

Восприятие вибраций сознания человеком осознаются, как различные эмоциональные состояния от грубых и разрушительных, при восприятии низших тёмных миров, до состояния глубокого покоя и радости – при восприятии высших миров плана богов. Но существуют и ещё более высокие планы сознания, супраментальных миров, вибрации которых воспринимаются как полная неподвижность, которая не может быть нарушена какими бы то ни было внешними условиями. Влияния этих высочайших уровней сознания воспринимаются человеком, не только как нерушимый неподвижный покой, но и прозрачная, как золотистая слеза, интенсивная Ананда.

Все эти уровни вибраций или планов сознания, человек может осознавать и даже сделать частью самого себя, по созвучию, так как его существо содержит в себе те же самые вибрации, что и Божественная Вселенная с её планами реальности. Но, из всего бесконечного спектра вибраций, в которых проявляются возможности, только немногие из них открыты у человека. Мать – соратница Шри Ауробиндо, говорила, что люди живут в сумеречном мире. Она имела в виду, что Земля располагается между мирами мрака, воплощающих в себе смерть и страдания и мирами света и радости – планами богов. Таким образом, каждый человек, соответствуя набору всех вибраций Вселенной, пользуется только немногими из них, которые у него открыты и поэтому доступны для его осознания.

Как мы уже говорили, человек воспринимает реальность этого мира, и проявляет его внутри себя, по созвучию. За пределами человеческого восприятия реальности, мира, привычного для людей, не существует. Это можно сравнить с телеприёмником, который так же воспринимает и формирует внутри себя образы в соответствии с определенными частотами радиоволн – по созвучию, выборочно. Если бы человек был способен переключать своё восприятие на другие частоты вибраций, то окружающий его мир принял бы для него другие оттенки и другое значение.

Восприятие реальности этого мира по созвучию у различных людей не одинаково. Это связано с тем, что «звучание» людей по частоте, не бывает абсолютно одинаковым, поэтому, каждый человек в этом материальном мире воспринимает ту реальность, которая созвучна ему. Можно привести такую метафору – отправились в лес несколько человек – один из этой группы – энтомолог, другой – орнитолог, третий – грибник, а четвёртый – охотник. Каждый их этих четырёх человек воспринимает лес с позиций своих интересов. И если позже спросить их мнение по поводу лесной прогулки, то каждый из них расскажет о своих впечатлениях, которые не будут похожи на впечатления его спутников, хотя шли они вместе по одному и тому же лесу. Разумеется, если состояние человека в связи с чем-либо изменится, то изменится и его видение и значение мира.

Божественную Вселенную можно рассматривать как поток, который берёт своё начало в небытии и уходит в бесконечное непостижимое бытиё. Всё сущее во Вселенной состоит из неживой и живой субстанции. К последней относятся все мыслимые формы жизни. Основной отличительной особенностью субстанции неживой природы от живой является увеличение энтропии первой и снижение – второй. Энтропия – это мера хаоса, в котором неживая природа постепенно теряет свою определенным образом организованную структуру, нисходя до предельного упрощения. В то же время живая природа эволюционирует, снижая энтропию. Благодаря взаимодействию живой и неживой природы для Вселенной никогда не наступит тепловая смерть, как это предполагают современные астрофизики, более того, в ней всё в большей мере преобладает живая субстанция, в связи с этим Вселенная пребывает в состоянии постоянного восхождения своего сознания, удаляясь от возможного возрастания энтропии.

Человек является частью этого Божественного потока эволюции и в нём так же присутствует как живая, так и не живая субстанция. Живая субстанция представляет собой энергетические формы различных тел его существа, а неживая – представлена элементами таблицы Менделеева, и составляет его физическое тело.

Так как эволюция – это переход от простого к сложному, от низких по частоте вибраций к вибрациям более высоким, то человек, являясь подобием Божественного в статике, должен соответствовать ему и в динамике. И тогда его внутренняя работа будет подобна восхождению по ступеням планов реальности. Но это, как мы уже знаем, возможно только по созвучию, т. е. мы внутренне должны быть созвучны этим восходящим планам. Как мы уже говорили, более высоким планам сознания соответствует состояние более глубокого покоя. И если нам удастся установить внутри себя состояние глубокого покоя, то этим самым мы поднимемся в направление более высоких планов сознания. Таким образом, человек является частью эволюционирующей Вселенной и, в связи с этим, должен соответствовать ей. В противном случае он перестанет соответствовать своему предназначению и его уделом станет деградация и исчезновение как вида.

Человек, идущий внутренним путём, стремится постоянно быть на пределе осознанного восприятия состояний, связанных не только с его собственными желаниями и влечениями, но и своими ответными реакциями на всевозможные внешние влияния. Осознавая и отстраняясь от них, человек превосходит этот мир и в нём начинают преобладать вибрации более высокого плана сознания. Но в нашем проявленном мире представлены вибрации сознания всех планов реальности, человек не осознаёт их только потому, что всё его существо настроено только на восприятие и взаимодействие с земным планом реальности. И, поэтому, отстраняясь от притяжения этой реальности, человек как бы просыпается от всеобщего сна этого мира для мира более высокого. Но у человека кроме осознаваемой земной реальности есть области возможностей неосознаваемые им, которые располагаются как выше, так и ниже привычного для его восприятия мира. Освобождаясь от притяжения проявленного мира, сознание человека сдвигается в сторону той, прежде неосознаваемой реальности, которая соответствует его прежде сформированному намерению. Таким образом, освобождение от зависимости от каких бы то ни было состояний, привязывающих человека к воспринимаемому им миру, может стать путём, ведущим к супраментальной реальности. Но всё-таки, более коротким путём является путь, в котором духовный искатель остановит свой ум, препятствующий нисхождению в человеческое существо вибраций более высокого уровня сознания.

Кроме того, нам не следует забывать ещё одну очень важную часть внутренней работы – введение состояния покоя во всевозможные эмоциональные состояния, которые могут возникать у человека в связи с различными внешними влияниями на него, или  возникать при желаниях, влечениях и побуждениях. Для этой цели мы должны использовать наше внимание, источником которого является осознающий «Свидетель». Фиксация спокойного и неподвижного внимания, и удержание его на этих состояниях в период их возникновения до полной трансформации их в состояние покоя.

 

Опубликовано