Мировоззрение человека можно сравнить с водой. Она может быть рекой и течь по направлению к океану. Она может быть озером, прудом и даже лужей. И она может под влиянием солнечных лучей подниматься в виде пара над землей. От формы и динамики мировоззрения зависит вся человеческая жизнь, даже её пределы.
Каждый человек в своём мировоззрении видит только свои значимости, всё остальное может быть для него второстепенным и даже ненужным. Например, бизнесмен видит мир только со своей точки зрения и для него другие стороны реальности могут быть безразличны. Для семьянина, имеющего много детей, и которых надо вырастить и дать образование, видит мир иным, а историк и философ видят мир по-своему. Другими словами, у каждого человека свой мир и свои задачи, которые он выполняет в этом мире. Но все они привязаны к этому миру, или к делам в этом мире. Для одних этот мир является средством выживания в нём. Другие реализуют в нём свою жажду власти; третьи накапливают богатства, а четвёртые стремятся растратить свою жизнь на удовольствия. И все это им предоставляет один и тот же мир, который для них является началом и концом их жизни, и обеспечивает им их земные потребности. Но то же самое делают и все остальные живые существа, начиная от вируса и заканчивая человеком и даже жителями высочайших божественных планов. Все привязаны к сохранению своей жизни и удовлетворению её самых разнообразных потребностей. И каждый из них это делает по-своему.
Но в то же время у людей, да и у высших животных, есть странная жажда познавать мир, и совсем не обязательно это познание связано с необходимостью выживания, потому что сам процесс познания вызывает у человека состояние удовольствия. И примеров этому может быть сколько угодно от открытия Америки, до марсоходов и квантовой механики. Люди хотят знать, как устроен мир, а познание – это не только расширение себя в мире, потому что познанное становится частью нас самих. Люди как бы расширяются за пределы своего тела.
В действительности, стремление познавать мир – это жажда познания Бога, жажда быть единым с ним. И эта жажда может быть удовлетворена только тогда, когда человек становится на внутренний путь. И тогда этот же самый мир предоставляет духовному искателю те свои стороны, которые будут удовлетворять его стремление к познанию Божественной истины. И тогда мир становится для человека школой, в которой он познаёт свои несовершенства и преподносит их Божественному, для того, чтобы они в дальнейшем были трансформированы. Один и тот же мир для одних людей является ловушкой, попав в которую они навсегда остаются привязанными к нему, а для других людей он является школой, подготавливающей человека к выходу за пределы его материальных ловушек. Каждый человек находит в этом мире свой путь, который может лежать в пределах этого мира, или же выходить за его пределы, и тогда всё, что происходит с человеком, все его действия, становятся для него духовной практикой.