Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БЛИЗОРУКОСТЬ

--

 

Когда мы обвиняем кого-либо в узости взглядов, в близорукости, то при этом не принимаем во внимание, что у этого человека не открыты соответствующие возможности. В таком случае нас можно сравнить с человеком, который упрекает другого в том, что тот не может бежать или идти быстрее, а ученика первого класса обвиняет в том, что тот не может решить уравнение с двумя неизвестными.

Чтобы раскрылась в нас какая-либо возможность, необходимо постепенное приближение к созвучию с ней. Это одна из причин, объясняющая, почему Шри Ауробиндо говорил о тщательности при выполнении внутренней работы. Духовный путь – это усилия, направленные с одной стороны на освобождение от зависимости от влияния низшей природы, отвержение всего, что привязывает человека к ценностям этого мира, а с другой – постоянная концентрация внимания в направлении света истины. При этом духовный искатель осознаёт, что путь в направлении света истины – это путь всё возрастающего покоя, который становится возможным только тогда, когда у него начинает формироваться состояние прозрачности. При возрастании состояния прозрачности духовный искатель ясно осознаёт поднимающуюся внутри него ответную реакцию на внешние влияния, но при этом остаётся совершенно незатронутым той частью своего существа, которая ещё не полностью трансформирована. При этом невозмутимое состояние «Свидетеля», отстраненное, неподвижное внимание которого фиксировано на внутренних реакциях внешней части человеческого существа, потоком своей энергии трансформирует, возникающие при этом внутренние эмоциональные состояния, постепенно переводя их в глубокое внутреннее равновесие. И это приводит к открытию в человеке более высоких возможностей, что совершенно невозможно без усилий, уравновешивающих внутренние состояния человека.

Любые события, происходящие на Земле, связаны с созвучием определенных сил. При этом взаимодействие этих сил могут быть постепенными и могут быть революционными, разрушительными. Но в итоге, как в первом, так и во втором случае, более мощная сила приводит в состояние созвучия с собой другие силы или другие формации. И тогда человек оказывается в подчиненном состоянии у этих сил.

Так как человек занимает промежуточное положение в спектре светлых и тёмных сил, то он содержит в себе возможности, созвучные как высоким светлым силам, так и темным деструктивным силам, которые в значительной мере превосходят его по своему могуществу. Поэтому, говоря о созвучии человека силам света или силам тьмы, мы должны предполагать, что он при этом является инструментом тех или других сил. И это положение в определенной степени от него не зависит. Человек во многом не способен сопротивляться влияниям тех сил, которые в нём преобладают.

Но у человека есть надежда, правда, иллюзорная, на возможность выйти из-под влияния тёмных сил. Эта надежда связана с тем, что ему дана возможность выбора между тем, что имеет более низкие вибрации и тем, что содержит больше света. Но мы с вами уже говорили о том, что человек при выборе предпочитает выбирать то, что ближе ему по созвучию. И тогда нам в голову может прийти печальный вывод, – если человек попал в притяжение тёмных сил, то ему никогда не удастся вырваться из тех ловушек, которые они для него приготовили, потому что если в нём преобладают тёмные силы, то он будет предпочитать только то, что соответствует им. Но всё же для каждого человека, как бы далеко в тёмную сторону не были раскрыты его возможности, среди них есть те, которые располагаются в спектре вибраций слева и те, что располагаются справа. И каждая из возможностей нуждается в своей реализации, или как мы уже однажды говорили, в пище. Каждая из возможностей, пребывая на переднем плане и определяя отношение человека, как к самому себе, так и к внешней реальности, определяет его позицию. Но тогда человек, занимая более высокую позицию, может осознать и оценить своё предыдущее состояние и отношение к реальности, как неправильное, и в другой ситуации, в которой на переднем плане вновь окажется более низкая возможность, не позволить ей проявлять себя в полной мере, или даже вообще не даст ей проявиться как бы то ни было. И такой, пусть незначительный, шаг вправо, к свету, обязательно приведёт к тому, что у этого человека начнут открываться возможности, имеющие более высокие вибрации. Но, конечно же, это может произойти, если человек захочет воздержаться от более низкого типа отношений с реальностью этого мира. В те периоды, когда у человека на переднем плане более высокие возможности – он более близок к своему истинному «Я», и это даёт надежду на правильный выбор, который может сделать этот человек в постоянно меняющейся ситуации реальности.

Разумеется, говорить о правильном выборе легче, чем поступать в соответствии с большей истиной. Для того чтобы что-то изменить в себе требуются определённые усилия, а чтобы только говорить о трудностях и тех людях, которые создают эти трудности, никакие усилия не нужны. Поэтому, обвинитель убивает сразу трёх зайцев. Во-первых, в складывающейся ситуации перекладывает всю вину на другого человека, во-вторых, сам представляется белым и пушистым, и, в-третьих, возможно, не думая об этом, подсознательно хочет, чтобы его, как невинного агнца и страдальца, пожалели.

Человеческое чувство вины и чувство жалости, на самом деле являются одними из инструментов сатанинских сил, при помощи которых эти силы управляют людьми. Когда мы убедили кого-то в его вине перед нами, то мы этим самым сделали его слабее и ниже нас, а этого хочет только наше эго. Наша же хроническая неизбывная греховность, вина за первородный грех, вина за наши мысли и наши дела, усиливает наше внутреннее рабство и лишает нас силы, необходимой не только для нашей внутренней работы, но и для внешней нашей реализации.

Если же человек привлекает к себе чувство жалости других людей, то уже одно это свидетельствует о том, что он, во-первых, хочет оправдаться, обвиняя другого человека или условия, которые сделали его таким несчастным, во-вторых, не осознавая этого, он хочет привлечь к себе энергию тех, которые будут жалеть его. В этом есть ещё одна сторона – человек, обвиняющий другого человека или условия, по причине которых ему очень плохо, заставляет своего слушателя осуждать виновника и даже ожидает от него, не осознавая этого, способы решения своей собственной проблемы.

Мы должны помнить, что любые обстоятельства, в которых мы оказываемся, являются для нас уроками, из которых мы должны вынести для себя определенный опыт и стать совершеннее и сильнее. И никто, кроме нас самих не должен и не может решать наши проблемы.

Говоря о взаимоотношениях людей между собой, мы не можем обойти идею дружбы, о которой говорит в своей «Книге раздумий» Иван Ильин. Он говорит о дружбе, которая объединяет людей, даёт им радость единства, и в то же время сетует, что искренняя дружба встречается крайне редко, так как вместо неё людей чаще объединяют суррогаты, которые почему-то называют дружбой. Всё дело в эго, которое препятствует истинной дружбе и предлагает вместо неё что угодно, но не саму дружбу.

Дружба – это дуэт, в котором первый и второй голос гармонично дополняют друг друга. И такой дуэт доставляет радость каждому из поющих. В современном мире дуэт отношений понимается иначе. Каждый из поющих поёт что-то своё, совершенно не слушая другого. Для них самое важное в этом дуэте то, что они находятся рядом и поют одновременно. При этом каждый из них поёт для себя, и чувствует себя свободным, независимым от другого, а если нет при этом гармонии, то не беда, – сейчас каждый сам по себе.

Истинная дружба между людьми встречается очень редко потому, что они не только постоянно ходят в масках, причём на каждый случай жизни они натягивают на своё лицо соответствующую маску, и в то же время норовят, и не безуспешно, надевать на всех и на всё дополнительные маски. И людей можно понять, потому что, надев на другого человека маску, они получают определенность, так как такие маски, мы создаём сами. И тогда мы общаемся не с другим человеком, который индивидуален и по своему ценен, а с тем, которого создаём сами.

Собственная маска – это, каким человек себя считает, или каким он хочет казаться, ну а те маски, которые люди надевают друг на друга, зависят от того, какими эти люди нам кажутся, или какими мы их считаем. И это касается не только отдельных людей, но и целых народов и даже всей природы. Люди слишком субъективны и отсюда все их трудности общения и вся их разделенность.

Маски – это наши предполагаемые «я», которые мы навешиваем не только на собственные персоны, но и на всё, с чем приходим в соприкосновение. И эти маски, которые мы надеваем на других людей, никогда не совпадают с их собственными масками, в которых они ходят, потому что любые маски всегда основаны на мнениях или о самом себе, или о ком-то другом. И тогда возникают неразрешимые противоречия, так как наши отношения с другими людьми не созвучны их собственным маскам. Например, с человеком общаются как с бездарем и тупицей, а он себя мнит непризнанным гением. Общение редко бывает на равных, всегда существует вертикальный сдвиг, в котором люди часто необоснованно мнят себя выше других, или же, напротив, стремясь получить признание, заглядывают другому в глаза снизу вверх. Зная всё это, мы с уверенностью можем сказать, что истинная дружба, истинное созвучие в этом мире значимостей встречается очень редко. И она никогда не бывает между людьми, живущих ради успеха и удовольствий в этом мире.

Дружба возможна между людьми, если они умеют слушать друг друга, а это невозможно, когда они в масках, потому что в этом случае происходит общение между масками, а не людьми. Дружба и единство возможны, если в отношениях между людьми нет вертикального сдвига, а это так же невозможно, потому что эго не может быть с кем бы то ни было на равных. Дружба и единство возможны только тогда, когда они согласны на внутренние изменения, но для этого они должны признать своё несовершенство и согласиться на усилия на пути к совершенству. Таким образом, состояние единства, которое возможно при дружбе или любви, может иметь несколько уровней – от ложного внешнего, формального единства, например, сотрудников, партнёров, до истинного единства, в котором нет ничего привнесённого от эго.

Отсутствие единства и тоска по единству – это стремление от внешних, разделённых между собой человеческих форм к внутренней сути всего сущего, которое всегда едино. Но, далеко не все люди могут испытывать тоску по единству. Это чувство свойственно только тем, для которых нет опоры в этом плоском внешнем мире значимостей. Алчный человек, богом которого являются деньги и материальные ценности, не знаком с тоской по единству душ. Жажда власти, богатства, удовольствий заменяет ему всё высокое и чистое. В действительности, тоска по единству – это тоска по единству с Божественным. И она имеет много лиц, которые проявляют себя в этом материальном мире, как истинная любовь, сострадание, способность к самопожертвованию, чувство долга, ностальгия, патриотизм. Тогда мы можем говорить, что тоска по единству – это внутреннее подсознательное влечение к Божественной истине, и она может появиться только у тех людей, открытые возможности которых сдвинуты в сторону света. Но эти люди ещё не осознают истинную природу своей тоски, хотя они уже на пути к свету истины, и уже не приемлют соблазны, которыми тёмные силы, пытаются вернуть человека в лоно своё. Следующим шагом должно быть осознание направления, в котором влечёт их сердце.