У каждого человека есть своё поле общения, на котором находится его идея или тема, которой он хотел бы поделиться с другим человеком. Но это будет своевременным и уместным, если у другого человека в этот период его поле будет пустым, или же его внимание будет на поле человека, который хотел бы поделиться своей идеей, или своими новостями.
Люди при общении редко говорят одновременно. Обычно, существует какая-то последовательность, но каждый раз, слушающий должен целиком находится на поле говорящего. При этом, необходимо оставить все свои мнения и все свои несогласия и даже свои дополнения за пределами поля, на котором хозяином положения является говорящий. Если это не сделать, то никакого созвучия не будет. Но даже если слушающим соблюдены все условия, то, тем не менее, между ним и говорящим, вначале созвучие будет не полным, и только в дальнейшем, по мере того, как слушающий настраивается на своего собеседника, наступает состояние полного их созвучия. Это состояние переживается, как высокое, и в то же время спокойное состояние счастья, как чувство доверия и единства, которое, как известно, всегда приносит радость. Тогда две души становятся родными друг другу. Но ещё раз повторяю, это происходит только тогда, когда человек умеет слушать.
Чаще всего мы слышим, но не слушаем. У нас наготове есть стандартные возражения, соображения по поводу сказанного, дополнения к тому, что мы слышим. И всё это звучит далеко не в унисон тому, что нам говорят и, конечно же, не в унисон состоянию человека, который что-то хочет сообщить нам. Человек может слушать умом и может слышать сердцем. Когда сердце открыто навстречу говорящему, то ум при этом всегда молчит. И, конечно же, в таком случае, у слушающего не будет предвзятого мнения, ни к содержанию того, что говорится, ни к тому, кто говорит. Сердце слышит, а ум судит.
Но, нередко, всё происходит иначе. Например, жена говорит мужу, что их квартира уже давно нуждается в ремонте. Надо бы побелить потолок, сменить обои, да и окна неплохо бы покрасить. Муж внимательно выслушал её и с огорчением сказал, что она вечно говорит о каких-то материальных мелочах, нет чтобы поговорить о чём-то духовном. В этом примере духовный муж, скорее всего ханжа, хотя ханжой себя и не считает. А жена его – ближе к истинной, а не ментальной духовности, так как стремление к внешней чистоте – это отблеск чистоты внутренней. В этом примере есть ещё одна важная грань отношений – муж, практически отвергает жену, считая её мелочной и ниже себя по рангу, если говорить о духовной работе. Она приглашала его на своё поле, на котором он мог бы осознать единство, созвучие душ, но у них из этого ничего не получилось, каждый остался в одиночестве на своём поле. Правда, один из них в гордом одиночестве, а другой в одиночестве несбывшихся подсознательных надежд. Для духовного искателя вся его жизнь связана с всё возрастающей глубиной погружения в воспринимаемую реальность этого мира. Ученик вслушивается, всматривается, стремится вчувствоваться и понять то, что находится позади, предлагаемых ему духовных уроков жизни.
Каждый духовный искатель должен знать, что всё, что предоставляет ему внешний мир, и не важно, через кого – близкого или далёкого для него человека, является для него уроком и помощью на пути к совершенству. И человек должен быть внимательным к каждому из этих уроков, среди которых нет незначимых и ненужных, и тем более таких, которые следует отвергать. И если для человека, живущего жизнью обывателя или потребителя, что одно и то же, есть в мире вещи значимые и есть – незначимые, то для духовного искателя, нет ничего незначимого.