Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОГДА ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРЫТЫ

--

Каждая возможность – это программа, определяющая соответствующие интересы человека, его предпочтения и его деятельность. Раскрываясь, возможность приковывает внимание человека к определённому виду деятельности и побуждает его заниматься этой деятельностью и тем, что имеет отношение к этой деятельности. Другими словами, вокруг открывающейся возможности по созвучию начинают просыпаться другие возможности, обеспечивающие активность первой возможности и этим самым усиливают её. Это можно сравнить со своеобразным заражением, которое распространяется на всё новые грани человеческой личности – каждая открывающаяся и уже открытая возможности, требуют для себя соответствующей пищи.

Есть предел, раскрывающейся возможности, перейдя который, она получает власть над человеком. Но чтобы это произошло, необходима её многократная реализация, которая увеличивает её энергию за счёт захваченных ею и перепрограммированных других возможностей. Получается нечто похожее на голосование в государственной думе, в которой 51% депутатов могут протаскивать любые законы, не считаясь с остальными 49% депутатов, которые становятся как бы ненужными, и только путаются под ногами.

Когда возможности, расширяясь, начинают доминировать над другими возможностями, у человека может возникнуть соответствующая зависимость, которой не каждый человек может противостоять. Но даже и тогда, когда человек сумеет преодолеть зависимость, это не будет означать, что возможность снова закрылась, или как разлившаяся река вновь вошла в своё русло. Совсем нет – она только временно присмирела. Она даже может уснуть, если её не кормить. Но, к сожалению, прежде перепрограммированные ею возможности, при этом не возвращаются в своё исходное состояние, а остаются изменёнными на неопределенное время. Например, у подростка были неплохие музыкальные способности и родители надеялись, что музыка станет для него профессией. Юноша думал так же, и даже по окончании средней школы собирался поступать в консерваторию. Но всё получилось не так, как ожидалось, потому что он увлёкся компьютерными играми. В результате забросил школу и музыкальное училище. Поступил в ПТУ по специальности токаря. Учился плохо, так как всё свободное время был занят компьютерными играми… Можно и дальше рассказывать о его неприглядной судьбе, но таких примеров в современном мире сколь угодно. «Уснувшая» доминантная возможность при благоприятных условиях обязательно проснётся. Для этого надо только «покормить» её

После всего, здесь сказанного, доминанты кажутся опасными, так как могут изменить в худшую сторону всю человеческую жизнь, но это только кажется, потому что в спектре доминант есть те, экспансия которых может быть разрушительной и те, без которых невозможно восхождение человеческого разума и невозможна его эволюция. Другими словами, есть доминанты разрушительные и есть – созидательные. Причём, разрушительные доминанты уже изначально соблазняют человека и для своего формирования не требуют от него волевых усилий. В то же время, формирование созидательных доминант обязательно, уже изначально, требуют определенных волевых усилий. Рассмотрим несколько примеров: обучение чтению требует от человека определенных усилий. Возможность чтения обусловлена существованием в головном мозгу человека специального центра чтения. Сам процесс чтения для человека – это не только распознавание символов слов, но и осознавание их значения и смысла прочитанного. И всё это только основа, на которой формируются зрительные или смысловые, а в некоторых случаях и музыкальные образы, сопровождаемые определенными эмоциональными состояниями. Есть существенные отличия между чтением и слушанием одного и того же материала. Во-первых, центр чтения располагается рядом с лобными долями головного мозга, которые определяют упорядоченность, планирование и волю человека. Во-вторых, распознавание символов – это функция второй сигнальной системы, принадлежащей только человеку и которая отсутствует у животных. И, кроме того, при активности центра чтения, активируются и те отделы мозга, которые находятся рядом с ним, т. е. лобные доли. В то же время, центр слуха располагается в височных отделах головного мозга, и когда мы что-либо слушаем, то это не активирует центры его лобных отделов. Ну а если мы чего-либо смотрим, например, то, что происходит вокруг нас или фильмы по телевидению. Или же виртуальные события, происходящие на экране компьютера, то этим ведают затылочные доли головного мозга, имеющие отношение к первой сигнальной системе, характерной для животного уровня. Таким образом, человек при взаимодействии с миром, одновременно использует обе сигнальные системы. Но, в любом человеке определять его поведение будет та сигнальная система, которой он достаточно часто пользуется.

И, кроме того, любая возможность тем эффективнее влияет на все другие возможности, чем она раньше была открыта у человека. Если, предположим, ребёнок научился читать в раннем возрасте, то на все его способности и особенности его личности будут накладываться влияния второй сигнальной системы, в которой воля, упорядоченность и планирование занимают не последнее место. Но если человек использует чаще всего затылочные отделы мозга и свою эмоциональную сферу, которые имеют преимущественное отношение к первой сигнальной системе, связывающей человека с особенностями его животной природы, то, разумеется, и личность такого человека и его стремления будут соответствующими. Зная всё это, мы можем легко понять, что современные средства массовой информации намеренно и постоянно воздействуют на низшую, животную часть человеческой природы, что не только суживает горизонты интересов человека, но и делает его легко внушаемым. А это, в свою очередь, в значительной степени способствует управлению его личностью.

Открытые возможности можно сравнить с излучателями радиопередатчиков, которые во все стороны распространяют заложенную в них информацию. И если для примера мы рассмотрим какую-то доминирующую возможность, то её влияния будут отбрасывать свою тень на все остальные возможности, придавая им определённый оттенок. Отсюда «Пуганая ворона куста боится». В ней доминирующий страх на всё набрасывает свою тень.