Когда мы читаем слова Шри Ауробиндо, что Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим, то это невольно порождает у нас вопрос: для чего он стал всем этим? У Бога нет ничего случайного и ничего лишнего – все, что есть в этой вселенной и в этом человеческом мире, является Божественной необходимостью, обусловлено его целью. Целью Божественной Вселенной, которая и есть тело Бога, является неуклонное восхождение сознания. Следовательно, человек и все формы земной жизни служат этой цели. На человеческом уровне восхождение сознания возможно при осознании в себе всего, что созвучно низшей природе и отстранении от её влияний. При этом в нём формируется «Свидетель», который со временем, объединяясь с истинной частью в человеческом существе, становится доминирующим в человеческой природе и управляющим в её эволюции. Затем, следует дальнейшее совершенствование человека вплоть до формирования гностического супраментального существа.
Второй, составляющей Божественной Вселенной является её полярность. Эта полярность не имеет отношение, к каким бы то ни было значимостям, так как для Божественного нет ничего, что было бы менее или более значимым. И эта равная значимость всего свидетельствует либо об абсолютном хаосе, либо об абсолютной взаимозависимости или единстве всего мироздания. О том, что Вселенная не представляет собой абсолютного хаоса, свидетельствует наличие в ней потока времени и живых организмов, одним из которых является человек.
Полярность представлена возможностями, вибрации сознания которых, распределены в спектре от максимально возможной частоты для каждого живого существа, до минимальной частоты, которая практически равна нулю. Все живые существа и сущности занимают в этом спектре определенное положение, занимая те линии спектра, которые соответствуют его предназначению и образу жизни. Только человек в этом спектре занимает его целиком. Поэтому, в человеке могут быть проявлены те крайности, которые не присущи ни одному живому существу на Земле. Из всего спектра возможностей, которыми наделён человек, открытыми являются немногие, чаще всего располагающиеся в центре всего спектра возможностей. Но немало людей, раскрытые возможности которых сдвинуты в крайнее левое положение всего спектра возможностей, которые имеют наиболее низкие вибрации. И только у немногих из людей, раскрытые возможности сдвинуты в сторону высоких вибраций или в сторону света. Отсюда можно понять крайнюю жестокость и извращённость определенной категории людей, их необратимую привязанность к значимостям проявленного мира, таким как деньги и власть, и других людей, для которых значимости этого проявленного мира являются только средствами, необходимыми на путях внутреннего совершенствования.
Каждый человек содержит в себе весь спектр возможностей жизни на Земле и это очень важно, так как позволяет ему взаимодействовать со всем разнообразием флоры и фауны на нашей планете. Это объясняется тем, что восприятие и взаимодействие между различными формами жизни, происходит по созвучию возможностей.
И, кроме того, наличие у человека всего спектра возможностей, свидетельствует о его высоком предназначении. Только человеку из всех существ, обитающих на Земле, дана способность осознавать влияние на него различных сил планов реальности низшей сферы миров, и его внутренней ответной реакции на эти влияния. И не только осознавать, но и взаимодействовать с ними, и даже отстранять и разрушать эти влияния.
Будучи сознательным и имея весь спектр возможностей, человек может различать влияние как высоких и светлых сил, так и сил тёмных и разрушительных. Различая, он может делать выбор направления своих волевых усилий, необходимых для очищения всего своего существа от всего, содержащего в себе низкие вибрации.
Каждая часть спектра возможностей содержит в себе соответствующие программы их реализации. А позади этих программ есть центры управления ими, к которым относятся Центральное существо и Психическое существо – управляющие программами возможностей, имеющих высокие вибрации, и эго – управляющее программами возможностей, имеющих низкие вибрации. В христианских религиях светлую часть возможностей человека, имеющих высокие вибрации, называют Богом, а тёмную, имеющую низкие вибрации, – Дьяволом. Таким образом, человек оказывается между Богом и Дьяволом, каждый из которых тянет его в свою сторону. И, конечно же, в этом перетягивании победит тот из них, на чью сторону станет человек.
Исходя из сказанного, можно подумать, что человек имеет свободу воли, и может сам принимать решения в выборе своих предпочтений и своих действий. Но в действительности, это не так, так как свобода воли, всегда противостоит единству и способствует разделенности. Согласитесь, что в единстве человек не только жертвует значительной частью своей свободы ради единства, но и воля его, в таких случаях, направлена на поддержание единства, а не собственной свободы. А так как Вселенная и всё в ней – это Бог, и все события, происходящие во Вселенной, – это одна из форм проявления его жизни, то в его существовании нет случайностей и любые события, происходящие во Вселенной и на Земле – это проявление не только единства, но и неизменной устремлённости Божественного к бесконечному совершенству.
Это наша человеческая близорукость не позволяет нам осознать устремлённость Божественного, в потоке которого всему сущему есть своё место и своё предназначение. В этом потоке проявляется всё несовершенное, для того, чтобы быть трансформированным. И в то же время эти проявления для людей, избравших внутренний путь, являются школой, для проявления и трансформации собственных несовершенств. И в этом человек встречается с удивительной способностью присвоения того, что ему в действительности, не принадлежит.
Человек состоит из многих частей, каждая из которых имеет относительную самостоятельность. Относительную потому, что каждая из них в отдельности не имеет смысла. Это можно сравнить с автомобилем, функциональная целостность которого возможна только в тех случаях, когда его системы работают совместно друг с другом. Но сам по себе автомобиль, даже будучи исправным, так же не имеет смысла без человека. Так же и все части человеческого существа не имеют реальной ценности, если нет сознания, осознающего их функции.
Дело в том, что у человека существует два уровня восприятия реальности мира – внешний и внутренний. Внешний – использует внешние органы чувств – это наши глаза, уши и т. д. Внутренний – воспринимает всевозможные влияния, недоступные для восприятия внешними органами чувств. Благодаря внутреннему восприятию человек может осознавать в себе различные состояния, влечения, эмоции, желания или нежелания и т. п.
Для человека, идущего внутренним путём, отношение его сознания ко всем составляющим его существо должно быть таким же, как у водителя автомобиля ко всем частям его автомобиля. При этом водитель знает, что он не является автомобилем, а автомобиль не является им. У человека такого разделения на осознающего и осознаваемого – не существует, и поэтому его можно сравнить с водителем, который считает, что автомобиль – это не средство передвижения, а он сам. И если мы примем как некую, пусть временную, аксиому, что сознание человека – это и есть человек, а всё остальное – это только части, обеспечивающие существование человека, то тогда возникает очень важный вопрос: почему человек присваивает себе то, что не им является? Он говорит, что чего-то хочет, а чего-то боится, чему-то радуется, а что-то ему неприятно. Он на кого-то сердится, а кого-то любит, а когда начинает разбираться со своими эмоциями, то находит их у себя целый букет. И всё это он считает частью самого себя. И, кроме того, он присваивает себе самые разнообразные стремления, в которых он может от чего-то отказываться и делать усилия в сторону своих стремлений. В действительности, всё это не является человеком и он напрасно «якает», говоря о своих желаниях и стремлениях – он осознающий, или если ещё раз сравнить с автомобилем, – он водитель, а не машина.
Человек в своей эволюции сознания должен пройти путь от его единства с низшей природой, к которой относится не только то, что он присвоил и считает своей собственностью, но и единства с различными частями своего существа. В процессе этой работы его сознание не только освободится от множества якорей, удерживающих его в сетях низшей природы, но и станет более совершенным и приобретёт более высокие вибрации, характерные для правой стороны спектра жизни-смерти, где властвует Высшая природа. И тогда он придёт к новому высочайшему, одухотворённому единству со всей Вселенной.
Но остаётся ещё один вопрос, который так же связан с присвоением человеком того, что ему не принадлежит – это свобода выбора. Человек присвоил себе это право, которое так же ему не принадлежит. Если всё взаимно обусловлено и свобода – это иллюзия, то тогда и выбор – это тоже иллюзия. В действительности никакого выбора нет, так же как нет и свободы – всё взаимно зависимо, и эта зависимость последовательна и невозможны отклонения от потока зависимости даже в малейшей степени. Идеи свободы и несвободы к основам реальности мира не имеют никакого отношения и порождены князем мира сего. И когда человек прикасается к реальности мира, в которой нет никаких иллюзий, то он видит, что иллюзии созданы Люцифером, который сам является только иллюзией.
Иллюзия – это искажённо воспринимаемая реальность, поэтому, Люцифер существует, но люди воспринимают его иллюзорно. Он усердно трудится, выполняя работу ассенизатора в Божественной эволюции, хотя в своём неведении считает, что противостоит Божественному. Он стремится проявить в человеке всё отрицательное, препятствующее эволюции сознания, и использует проявленное для себя, как пищу. Благодаря его усердной работе происходит своеобразная сортировка человеческих существ, – одни из них, в которых преобладают элементы извращения и распада, в человеческом обществе занимают ниши хищников и паразитов, другие оказываются в положении жертв. Но есть и третьи, которые благодаря неусыпной работе тёмных сил, проявляющих в людях всё, что ведёт их к деградации, осознают проявленные несовершенства, и прилагают усилия, чтобы освободиться от них. Именно ради этой третьей части человечества и выполняет Дьявол свою работу, но он пребывает в иллюзии, считая, что совращает людей с путей истины, и этим самым противостоит Богу. Люди так же иллюзорно воспринимают работу Дьявола (Люцифера), считая, что он совратитель, соблазнитель и губитель человеческих душ. Работу Дьявола можно иллюстрировать такой метафорой: Человек находится в корзине воздушного шара. Мешки с песком удерживают этот шар вместе с корзиной и человеком на поверхности земли. Дьявол пытается забрать этот балласт, но человеку почему-то нравятся эти мешки и он не отдаёт их Дьяволу. В результате, вместо того, чтобы устремиться в высь, человек остаётся привязанным к земле. Другой человек позволяет дьяволу забрать самые тяжёлые мешки с песком, но более лёгкие, которые внешне приятно выглядят, он решил оставить при себе. В результате воздушный шар мог только незначительно подняться над землей. Третий человек осознал, когда дьявол дёргал за мешки с балластом и, приложив усилия, отвязал их, и его воздушный шар унёсся в небесную синеву.
Эта метафора приводит к мысли, что у человека есть возможность выбора каким ему быть и как действовать. Но эта мысль отражает только иллюзию, но не реальность. Если мы вспомним, что человек содержит в себе весь спектр возможностей жизни-смерти или света-мрака, и что в человеке открыта только часть из них, а всё остальное поле остаётся закрытым, то это может объяснить очень многое. Например, если участок, содержащий в себе открытые возможности, сдвинут в тёмную сторону спектра, то человек будет предпочитать всё тёмное и для него будет непонятным и неприемлемым, что содержит в себе больше света, чем в его открытых возможностях. И, напротив, те люди, в которых преобладают возможности, имеющие высокие вибрации, будут предпочитать всё светлое, а тёмное будет для них неприемлемо и даже отвратительно. Другими словами, каждый человек стремиться к той стихии, которая созвучна ему.
Третей очень важной составляющей Божественной вселенной является её многозначность. Для человека эта вселенная материальна, реальность которой он воспринимает через свои органы чувств. Качества, воспринимаемые человеком этой реальности, бесконечно разнообразны, и проявляются они от бесконечно малого, до бесконечно великого, от прекрасного до безобразного. Но все эти качества – только иллюзия, потому что в реальной вселенной их не существует, так как всё в Божественном мироздании – только энергия. И так как это, безусловно, верно, то восприятия человеком реальности мира – только иллюзия. Образы реальности этого мира в человеке формируются на основе тех вибраций, которые излучают энергетические комплексы или формы, не имеющие тех качеств, которые воспринимает человек. И тогда возникает очень важный для понимания реальности мира и себя в нём, вопрос: для чего Бог создал иллюзию? Ответ, который будет здесь дан, имеет отношение только к человеку, но не к тёмным силам, которые так же пребывают в иллюзии, но у них своё предназначение. Иллюзия создана Богом совсем не потому, что Он, из соображения экономии своих сил и возможностей, решил удовлетвориться малой жертвой и не растрачиваться на творение действительной реальности. Человеческая иллюзия необходима, как часть эволюционного процесса, потому что создаёт условия, при которых становится возможным путь от незнания к знанию, от тьмы – к свету. Любое направленное движение обусловлено причинами, которые создают его вектор. Так же как направление, в котором течёт река, обусловлено наклоном поверхности Земли. Любое движение возможно только потому, что существует определенная разность потенциалов. Даже выбор, который делает человек, обусловлен определенной внутренней разностью потенциалов, которая, за редким исключением, не зависит от воли человека. Но одни пути, которым следует человек, могут быть подобны реке, и следовать по наклонной, и для этого человеку не требуется никаких усилий и нужно только его согласие. Другие же пути подобно воздуху, поднимающемуся над нагретой землей, ведут вверх. Но на этих путях человек должен прилагать определенные усилия, чтобы освобождаться от балласта несовершенств, привязывающих его к земле.
Многозначность реальности этого мира проявляется ещё и в его глубине, каждый уровень которой имеет свое значение. Самый поверхностный уровень значимостей реальности этого мира, воспринимается человеком, иллюзорно, потому что сами значимости для человека – не соответствуют их реальному предназначению. Он пользуется ими так же, как нищий в произведении Марка Твена пользовался королевской печатью – для разбивания орехов. Для человека, привязанного к этому миру, материальные ценности, власть и удовольствие, представляют собой символами превосходства над другими людьми и даже над окружающей его природой. В действительности же всё это имеет другое значение и другие цели. Этот мир со всеми его проявлениями предназначен быть школой, в которой человек должен подняться на следующую ступень совершенства. И в то же время в этом же самом мире происходит отделение тех, которые должны следовать путём бесконечной эволюции сознания от тех, которые хотят остаться неизменными и в результате служат пищей для тёмных сил. Конечно, говоря о пище для сатанинских сил, мы имеем в виду энергию, которую выбрасывают эти люди, вместе со своими желаниями и эмоциями в угоду этим силам.
Четвёртой составляющей Божественной Вселенной является то, что всё живое в ней находится в состоянии своеобразного коллективного сна. И этот сон обусловлен сходными программами восприятия мира и ответной реакции на это восприятие. С этим нельзя не согласиться, так как все мы воспринимаем одну и ту же иллюзию, т. е. в каждого из людей вложена сходная программа восприятия и ответного реагирования на воспринятую иллюзию. В каждого человека вложены программы прекрасного и безобразного и т. п. Благодаря сходству программ люди являются социальными существами, способными гармонично взаимодействовать друг с другом. Но в то же время запрограммированность человека делает его несознательным таким же, как это бывает в обычном ночном сне. Некоторым людям удаётся просыпаться на короткое время, и тогда они осознают, что до пробуждения они находились в неосознаваемом сне, который люди называют бодрствованием. И тогда встаёт вопрос: для чего Бог погрузил человечество в состояние сна, и не только человечество, но и всё живое на Земле? Правда, для одних существ и сущностей – этот сон беспробудный, а другим дана возможность пробуждения. К первым относятся неэволюционирующие существа, а ко вторым относятся те, формирование которых ещё не завершено, и им предстоит бесконечный путь восхождения к никогда не достижимому совершенству. Можно сказать и так: для одних живых существ пределом их эволюции является форма, а для других – путь, которому никогда не будет конца. Этими другими являются люди, идущие внутренним путём. Мы должны помнить, что внешние пути всегда имеют свой конец, только внутренний путь не имеет какого бы то ни было конца. Таким образом, внутренний путь мы можем ещё назвать путём пробуждения, а внешний – путём сна.
Пятой составляющей Божественной Вселенной является иллюзия делания или иллюзия процесса, который люди называют жизнью. Исследуя историю гипнотизма, мы находим множество примеров, в которых люди, находясь в глубоком гипнотическом состоянии, переживают внушённые события, продолжающиеся длительное время, например, многие годы. Реально же по внешнему времени, для них проходит всего несколько минут. И хотя они живут по программе, которая внушена им гипнологом, реальность проживаемых ими событий для них бессомненна. Такого рода внушенная реальность может быть коллективной и тогда в этой реальности возможны совместные восприятия и действия целой группы людей.
Всё человечество и всё живое на Земле находится в коллективном сновидении, обусловленном общими программами, вложенными в каждое живое существо. И тогда жизнь, которую человек воспринимает как безусловную реальность становится похожей на виртуальную, которую мы можем увидеть на экранах наших компьютеров. Правда, возможно, она менее агрессивна, но это не меняет её сути. Тогда, если человек виртуальное существо, и все его реакции во внешнем мире, которые он называет жизнью, являются реализацией определенных программ, вложенных в него Богом, то зачем понадобилось Богу вкладывать в человека те программы, которые проявляют себя как определенные несовершенства? Это связано с тем, что человек является не только эволюционирующим существом, но и перерабатывающим всё, что имеет низкие вибрации в то, что имеет вибрации высокие. Конечно, это делает не сам человек, а те силы света, которые, в конечном счете, и определяют его судьбу.
Шестой составляющей Божественной Вселенной является возможность осознания человеком направления общего потока эволюции и следование этому потоку. Эта возможность осознаётся только немногими людьми, которые всё чаще и чаще просыпаются от запрограммированного сна и, проснувшись, начинают проявлять совершенно осознанную направленную активность, соответствующую более высокой Божественной программе. Опять программе, но теперь человек может осознавать её. Но тогда почему человек изначально создан спящим? Потому что он ещё не создан, но создаётся. Он ещё не совершенен, или другими словами, ещё не завершён. Но даже когда мы говорим, что в определенное время при внутренней работе он однажды начинает просыпаться, то имеем в виду, просыпаться от глубокого земного сна, чтобы оказаться вновь в сновидении, но более светлом и высоком. С позиции этого, более высокого сна, предыдущее состояние осознаётся человеком как сон, но если человек поднимется ещё на одну ступень эволюции, то и предыдущая ступень его бытия, которая прежде осознавалась как состояние пробуждения, так же будет казаться сном. Нам нужно понять, что абсолютно не спящим или пробуждённым, является только Бог, а всё остальное, которым он стал, если следовать словам Шри Ауробиндо, находится в той или иной степени глубины сна.
Седьмой составляющей Божественной Вселенной является её виртуальная часть. Весь мир, который окружает человека, полный разнообразия и динамики, в действительности неподвижен, а процесс эволюции его сознания происходит внутри всех бесчисленных форм жизни. Направленность же этого процесса проявляется в повышении уровня вибрации энергии сознания. Человек, следующий духовному направлению, выходя за пределы своего существа, может осознать Божественного, как нечто неподвижное и неизменное. Но если он сумеет войти в те формы жизни, которыми стал Божественный, то этот период времени для духовного искателя будет подобен переходу от абсолютного покоя Божественного к его абсолютному движению. Возможно, прочитанный материал породит у читателя вопрос: почему человек изначально не создан совершенным? И понять того, кто задаёт этот вопрос можно, потому что в современном мире страдают все и не только люди. Но совершенны только те, которые не эволюционируют, и которым даже учиться ни чему не надо, потому что они знают и умеют всё, что необходимо для их существования. Особенно много примеров этому из мира насекомых и рыб. Да и микроорганизмы, мириады которых населяют нашу планету, тоже в своём подавляющем большинстве совершенны. А человек ещё не создан, он пока ещё переходное существо на пути к более высокому совершенству. Но и тогда, когда он поднимется на более высокую ступень совершенства, он всё равно не будет совершенным, потому что его эволюция на этом не завершится. И так же как Божественный в своём бытии находится в потоке вечного восхождения к совершенству, в котором есть только путь и нет цели в конце, потому что нет этого конца, так и человек в своём вечном восхождении никогда не достигнет вечно удаляющейся от него вершины совершенства, потому что этой вершиной является сам Бог.
Седьмой составляющей Божественной Вселенной является её виртуальная часть. Весь мир, который окружает человека, полный разнообразия и динамики, в действительности неподвижен, а процесс эволюции его сознания происходит внутри всех бесчисленных форм жизни. Направленность же этого процесса проявляется в повышении уровня вибрации энергии сознания. Человек, следующий духовному направлению, выходя за пределы своего существа, может осознать Божественного, как нечто неподвижное и неизменное. Но если он сумеет войти в те формы жизни, которыми стал Божественный, то этот период времени для духовного искателя будет подобен переходу от абсолютного покоя Божественного к его абсолютному движению. Возможно, прочитанный материал породит у читателя вопрос: почему человек изначально не создан совершенным? И понять того, кто задаёт этот вопрос можно, потому что в современном мире страдают все и не только люди. Но совершенны только те, которые не эволюционируют, и которым даже учиться ни чему не надо, потому что они знают и умеют всё, что необходимо для их существования. Особенно много примеров этому из мира насекомых и рыб. Да и микроорганизмы, мириады которых населяют нашу планету, тоже в своём подавляющем большинстве совершенны. А человек ещё не создан, он пока ещё переходное существо на пути к более высокому совершенству. Но и тогда, когда он поднимется на более высокую ступень совершенства, он всё равно не будет совершенным, потому что его эволюция на этом не завершится. И так же как Божественный в своём бытии находится в потоке вечного восхождения к совершенству, в котором есть только путь и нет цели в конце, потому что нет этого конца, так и человек в своём вечном восхождении никогда не достигнет вечно удаляющейся от него вершины совершенства, потому что этой вершиной является сам Бог.
Рассматривая истории народов мы видим, что они многогранны, и каждая из граней окрашена в свой цвет – от ослепительно белого до абсолютно чёрного. Каждый историк намеренно или ненамеренно описывает какую-либо одну грань и тогда история народа, описанная им выглядит или героической или подлой или вообще ничтожной. Мне однажды в руки попала биография А. С. Пушкина, в которой биограф рассматривал великого поэта как дуэлянта и развратника, а его труды упомянул только вскользь. То же самое происходит и с историями. Но, обратите внимание на то, как идеи превосходства арийской расы и её предназначение править миром, объединили немецкий народ в одно исполинское тело, которое с лёгкостью подмяло под себя все европейские страны, представлявшие из себя разрозненные рассыпанные муравейники (или человейники). У этого народа появилась цель, и смыл жизни. Великая Россия, которая тогда называлась СССР, в тот период была подобна европейским странам, – она имела внешние границы, определяющие её форму, но идейно не была целостной. Поэтому она отступала под натиском фашистского кованого каблука и танковой брони. И это продолжалось до тех пор, пока поднявшийся в народе дух патриотизма не объединил его, и на встречу фашистскому исполину восстал исполин русский, включивший в себя многие другие народы России, с более могущественной и несгибаемой волей. Тогда у народа великой России появился смысл жизни, направленный, даже ценой своей жизни, на служение своей Родине.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна.
Идёт война народная
Священная война!
Именно патриотизм и идея великого предназначения народа, из рассыпанного не связанного единой идеей создаёт могучего исполина. Современный Китай не потому непобедим, что китайцев в мире больше, чем какого-либо другого народа. Он непобедим потому, что китайцы патриоты своей страны. Китаец гордится тем, что он китаец, и он гордится историей своего народа, его культурой и его трудолюбием, и он верит в великое будущее своего народа.
Но даже если все народы мира объединятся вокруг своих идей и каждый народ в этом объединении покажет или своё величие, или своё ничтожество, смысл жизни этих титанов и карликов не будет иметь отношение к истинному смыслу и предназначению человека на Земле. У каждого из этих исполинов и даже карликов, будет стремление править миром, и для реализации этой своей цели они будут прилагать все возможные для них усилия, чтобы исполинские тела других народов рассыпались на отдельные, не связанные друг с другом клетки. Чтобы каждый человек был сам по себе самодостаточным, и чтобы цели людей были ничтожными, а души мелкими. И тогда даже карлик может стать несокрушимым исполином.
Но все подобные цели – очень далеки от истинного предназначения человека. Уже древние риши Ангирасы знали, что следующим шагом человеческой эволюции будет его космическое предназначение – человек должен стать гностическим бессмертным существом. Они знали, что для реализации этого эволюционного шага человек должен сам осознанно участвовать в своей собственной эволюции. И для того, чтобы это стало для человека возможным, природа раскрыла в нём возможности самосознания. И риши искали пути и методы, чтобы реализовать в своих телах это великое предназначение. Но всему своё время, и то, что не дано было постичь древним мудрецам, было открыто нашему современнику – Индийскому мудрецу и поэту Шри Ауробиндо. Он обозначил путь, каким должны следовать люди в своё великое будущее, и дал методы, которые должны быть опорой для человека на этом пути.