Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬ

Петр Зорин

Иоанн Креститель ходил в рубищах, небритым и немытым и для современного человека выглядел бы не святым, а опустившимся бомжем. Можно сюда добавить и Диогена, и ещё многих дервишей-суфиев, которые так же выглядели довольно неприглядно. Но это только формы, которые далеко не всегда соответствуют содержанию. Обращает на себя внимание тенденция человечества, если смотреть на него с позиций истории, переходить от истинного содержания всей многогранной реальности мира к формам, считая, что они более значимы по сравнению с содержанием.

Ученик, стремящийся найти для себя известного учителя, имя которого авторитетно и к которому слетаются ученики, как мухи на мёд, нередко, после более или менее продолжительного времени пребывания у его ног, бывает разочарован в учителе. Он ждёт от своего учителя посвящения или даже реализации, но проходит несколько лет, а он не получает ни того, ни другого. И тогда он оставляет своего учителя, не пытаясь понять, что же все эти годы происходило.

Ученик, в этом случае, не понял, что означает ученичество. Он, по-видимому, считал, что учитель возьмёт его себе на плечи и понесёт к вершинам реализации. А потом, когда ученик получит просветление и будет пребывать в радости просветлённого человека, учитель не оставит его и будет направлять и оберегать его от возможных заблуждений и падений.

Очень многое в работе ученика зависит от того, каким будет у него образ учителя. Чем более высоким и светлым будет образ учителя, тем эффективнее будет внутренняя работа ученика. Чем более искренним и прилежным будет ученик, тем успешнее будет его внутренний путь. Любые наставления учителя, в конечном счете, опираются на его личный опыт, и его слова – это только указатели направления, в котором должен следовать ученик. И на своём пути ученик будет получать свой опыт. Искренний духовный искатель не может быть недовольным своим учителем, потому что не бывает учителей случайных. «Когда ученик готов – учитель приходит». Но для различных учеников, один и тот же учитель будет восприниматься таким, насколько сам ученик готов к внутреннему пути. Поэтому, каждый ученик может взять от своего учителя ровно столько, сколько может. И это верно даже для тех случаев, когда учитель «семи пядей во лбу». Можно сказать: устремленность и искренность ученика зависят от того, насколько внутренне он был готов к встрече с учителем. Человек должен знать, что на духовный путь его приводит Бог, да и учителя ему так же даёт Бог, который знает, каким должен быть учитель для ученика в каждый момент его жизни.

Опубликовано