ВНУТРЕННЯЯ ИНЕРТНОСТЬ

В механике Ньютона существует инерция покоя и инерция движения. И если предположить, что законы неживой природы распространяются и на природу живую, то не получим ли мы своеобразный порочный круг, в котором, преодолев инерцию покоя, человек может получить инерцию движения и наоборот, и разорвать этот порочный круг будет практически невозможно.

Но, возможно, в духовной работе под инерцией понимается нечто другое? Например, религиозный человек имеет свою картину мира, которая может быть очень далёкой от научной картины мира. И в то же время картина мира у человека, идущего духовным путём, может быть далёкой, как от религиозной, так и научной картины мира.

Трудно человеку, имеющему определенную картину мира, преодолеть её и принять какую-либо иную картину мира. И эта трудность в первую очередь связана с мировоззрением человека, частью которого является картина мира. Если человек меняет какую-либо часть своего мировоззрения, то при этом должна соответственно перестроиться вся его структура, которая стремится остаться неизменной, уравновешенной в прежней позиции. И для того, чтобы разорвать его прежние связи и установить новые, требуется энергия, затраты которой человек воспринимает как усилия, направленные на преодоление внутренней инерции.

Человек может придерживаться определенных взглядов, на какие-либо стороны реальности окружающего его мира. Его могут устраивать существующие религиозные, социальные и политические догмы; общепринятые значимости могут быть и его значимостями, исторические и культурные ценности, могут быть и его ценностями. И всё это, как внешнее, так и внутреннее, находится в определённом равновесии, изменение которого невозможно без соответствующих волевых усилий.  Это человек воспринимает, как состояние инерции, которую постоянно следует преодолевать, ради сохранения динамики жизни. В отличие от неживой природы, которая стремится к состоянию абсолютного небытия, в котором она находит окончательное равновесие, человек может иметь сколь угодно уровней равновесия, как на путях нисхождения, так и на путях восхождения. И даже тогда, когда речь идёт о предназначении этого проявленного мира, или человека в нём, то и в этом у человека могут быть различные уровни равновесия, каждый из которых соответствует определенным уровням мировоззрения.

И тогда встаёт закономерный вопрос: зачем человеку нужно преодолевать инерцию тех уровней равновесия, в которых он прежде находился?

– Человек живое эволюционирующее существо и для того, чтобы подняться на более высокий уровень равновесия, необходимо оставить тот, который был у него прежде. Каждый уровень равновесия является опорой для человека, поднимающегося к вершинам Божественной истины. И как альпинист находит для себя равновесие, чтобы противостоять гравитации, увлекающей его вниз, чтобы сделать очередной шаг восхождения, так и духовный искатель, в своём внутреннем восхождении, только тогда может сделать следующий шаг, когда установит внутреннее равновесие. Без внутреннего равновесия для человека не может быть опоры для следующего шага, и без преодоления этого равновесия не может быть сформировано равновесие более высокое.

И так, шаг за шагом, каждый раз опираясь на предыдущее внутреннее равновесие, и устанавливая равновесие новое, которое в свою очередь будет опорой для следующего шага восхождения, человек следует путём, которым до него прежде никто не ходил. Возможно, было много людей, которые стремились к одной и той же вершине, но каждый из них шёл своим путём, которым никто до него не ходил и никто не пойдёт после.