Всем известны притчи о Колумбовом яйце и о Гордиевом узле. Когда Колумбу было предложено поставить варёное яйцо «на попа», то он тут же нашёл решение – надколол его, стукнув им по столу, и поставил. А Гордиев узел, который никто не мог развязать, Александр Македонский разрубил мечом. Возможно, это хорошо для внешнего мира с его принципами, но неправильно для человека, идущего духовным путём. Шри Ауробиндо говорил, что в духовной работе необходима тщательность при распутывании всех проблем, которые предоставляет человеку жизнь. На внутреннем пути не бывает мелочей и чего-либо незначимого.
Тщательность имеет несколько аспектов, среди которых важное место занимает внимательность и восприимчивость. Затем следует систематичность и устойчивость внимания. И всё это невозможно без направленной воли и осознания своего истинного предназначения на Земле. Тщательность – это расширение границ восприятия за пределы обыденности и за пределы всех значимостей этого мира. Тщательность выполнения внутренней работы на пути, ведущему к реализации Божественной истины на Земле, требует от человека, чтобы он пожертвовал всеми своими привязанностями к этому миру, всем, что для него авторитетно в этом мире значимостей, и даже пожертвовал своим отношением к жизни, которая почти всегда основана на позициях эго.
Жизнь обывателя в этом мире подобна броуновскому движению, пути которой зависят преимущественно от внешних влияний, и опорой такого человека являются ценности внешнего мира. В то же время жизнь духовного искателя сформирована вокруг внутренней устремленности, а всевозможные внешние влияния являются только указателями направления его внутренней работы.