Перед каждым человеком в этом мире всего два пути – один из них ведёт вверх, другой – вниз. Правда, можно остаться на одном месте и никуда не идти. Но это будет только иллюзия, так как если человек никуда не идёт, то он катится вниз. Но вверх идти – это всегда преодоление – не горы, а самого себя, потому что в нас всегда можно осознать того, который никуда идти не хочет, для него приятнее оставаться таким, каков он есть.
– А как же тогда стремление к совершенству, например, физического тела, или ещё к какому-либо совершенству?
– Это почти всегда стремление к значимости. Человек социальное существо и он должен занимать в социуме какое-то место, которое и определяет его значимость. Даже бомж хочет быть значимым. Вспомните монолог Сатина из пьесы М. Горького « На дне». И есть такая русская пословица: «На миру и смерть красна». Но человек может стремиться к совершенству и ради знаний, потому что путь знаний наполняет человеческую жизнь смыслом и даёт ему радость.
Человек, живущий интересами этого мира значимостей, стремится преодолеть препятствия для достижения желаемого. Человек же, который стремится к свету Божественной Истины, прилагает усилия, чтобы преодолеть притяжения этого мира с его соблазнами. Он не прилагает усилий, чтобы достичь Божественного, но очищает себя, можно сказать, подготавливает свой внутренний дом для встречи с Божественным. Есть такие слова: «Когда ученик готов – учитель приходит». Эти слова понятны только тем, кто готов встать на путь или уже на пути, но они понятны и тем, кто привязан к миру материальных ценностей. И если первые готовят свое сердце, освобождая его для встречи с Божественной истиной, то вторые готовят свой ум, заполняя его конструкциями, которые должны помочь им быть успешными в этом преходящем для них мире. Почему «преходящем для них» мире? Потому что все планы, которые составляет их ум, опираются только на реальность этого проявленного мира, а ценности его являются вехами или ступенями, подтверждающими их успехи.
И так как внешняя часть человеческого существа состоит из элементов проявленного материального мира и принадлежит ему, то внутренняя готовность духовного искателя никогда не будет завершена. Это совсем не значит, что в связи с этим, встреча с Божественной истиной никогда не произойдёт. Она уже произошла, так как вы уже избрали для себя внутренний путь. И, кроме того, путь восхождения или же нисхождения, выбирает не человек, а те силы, которые используют его внешнюю оболочку – физическое, витальное и ментальное тела. Как силы света, так и силы тьмы стремятся так трансформировать сознание человека, чтобы внимание его было привязано к тем потокам, к которым они принадлежат. Практически, каждый человек, выбирает направление света или тьмы в зависимости от того, какая из этих сил преимущественно владеет его сознанием.
– Но тогда от человека ничего не зависит – идёт ли он путём света или путём тьмы?
– Не зависит только в то время, когда он оказывается на перекрёстке путей света и тьмы. Когда перед человеком раздваивается тот пут, которым он шёл прежде. Отличия при этом этих двух путей могут быть настолько незначительными, что человек может и не заметить, что он свернул на путь, ведущий к свету. Изначальный выбор пути, действительно, не зависит от человека, но каждый последующий шаг, когда человек уже осознаёт, что он в чём-то внутренне изменился, во многом зависит от его воли. Например, первой победой в человеке сил света над силами тьмы, может быть осознание им в себе чувства совести, против которого он не пошёл в каком-то эпизоде своей внешней деятельности. В дальнейшем это приведёт к постепенному обесцениванию внешних ценностей и переориентации смысла жизни. Так вот, когда человек окажется на пути света, на который его приведёт Божественный, на него на всём протяжения этого пути, будут постоянные атаки тёмных сил с их соблазнами, сомнениями и сожалениями об оставленном в материальном мире. Человек, осознавая эти атаки, будет выбирать правильность каждого своего следующего шага, и в этом будет проявляться его искренность и его осознанная воля.