Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НЕОБХОДИМОСТЬ ОСТАНОВКИ УМА

Петр Зорин

Ум – это только инструмент, для кодирования знаний в слова или какие-либо символы. Знания существуют независимо от ума, и только малая часть из них доступна уму. Ум не является носителем знаний, хотя и претендует на это, он только прикасается к какой-либо из граней знаний и отражает своё прикосновение в символах, предполагая, что он отражает в них полные знания. Несовершенства ума приводят к рождению множества мнений, разногласий и заблуждений.

Если бы ум при помощи слов способен был бы переносить знания, то зрячие могли бы объяснить слепым всю красоту полей, усыпанных цветами, голубизну неба, по которому плывут караваны белых пушистых облаков. Тогда бы человек, обладающий не нарушенным обонянием, мог бы рассказать другому человеку, страдающему аносмией о запахах цветов, и ещё многого другого. Но слова бессильны описать качества, да и события они описывают приблизительно. А если каждый из людей живёт в своём мире, то, как можно описать отличия этих миров друг от друга? – никак. И, кроме того, при помощи слов невозможно передать знания другому человеку. Он должен приобрести эти знания через свой индивидуальный опыт.

 Некоторые люди считают, что они идут духовным путём, так как читают духовную литературу, слушают беседы своего наставника, даже смотрят фильмы на темы избранного ими духовного пути. Но в действительности, они никуда не идут, потому что ум не является носителем знаний. Он может указывать направление, в котором эти знания находятся, может рассказать о методе, при помощи которого это знание может быть достигнуто, но он не может сделать за человека его внутреннюю работу. Человек это должен сделать сам. Вся внутренняя работа духовного искателя происходит за пределами слов, на уровне его воли и осознания. Почему воли? Потому что человеку приходится удерживать своё внимание, не позволяя ему отвлекаться, а это происходит при помощи воли. Исходя из того, что было здесь сказано, можно подумать, что останавливать ум совсем не обязательно, так как он может пригодиться, если в этом будет нужда, для вербализации того, что сделано человеком, например, для передачи другому человеку метода работы. Но все-таки ум необходимо остановить, так как он препятствует нисхождению более высоких вибраций сознания в человеческое существо. Остановить, лишить его самостоятельной активности, чтобы он был молчалив и неподвижен, но, при необходимости, он может быть использован для передачи информации другим людям. Таким образом, остановить ум, для того, чтобы он был только послушным исполнителем воли человека, так как, будучи самостоятельным, он всегда будет претендовать на роль главного управляющего во всех человеческих делах, и будет настаивать на том, что он единственный инструмент знаний. И, кроме того, своей постоянной и часто хаотической активностью, он препятствует нисхождению сознания более высоких планов реальности.

С чего начать? Лучше всего начинать с внимания, которое должно быть достаточно устойчивым, без чего невозможна успешная работа по остановке ума. Внимание – это функция сознания, или, другими словами, – это поток сознания, сориентированный в направлении какого-либо объекта. Таким объектом может быть что угодно, например, какой-либо внешний предмет, собеседник, какой-либо процесс, идея. Но внимание может быть и внутренним, когда поток сознания направлен в пространство, в котором должен появиться какой-либо объект, возникнуть состояние или процесс.  Т.е. внутреннее внимание не сфокусировано в точку, напротив, оно неподвижно, расфокусировано и направлено воспринимает всё пространство, например, в той его части, в которой проявляет себя какая-либо эмоция, желание или же какой-то процесс, которым может быть нисхождение потока более высокого сознания. Важно, чтобы внутреннее внимание было максимально неподвижным, что позволит человеку воспринимать очень слабые проявления ожидаемых влияний.

Человек должен быть готов к восприятию внутри себя любого состояния, любой эмоции или любого желания. Для этого часть его сознания должна быть свободной от внешних всевозможных влияний и направлена вовнутрь своего существа. Если у обывателя внимание обращено только во внешний мир, то у духовного искателя оно одновременно сканирует внутренние состояния. Это наблюдение не должно быть последовательным, но обязательно одновременным с внешними событиями. Так как внимание – это функция сознания, то при такого рода раздвоении его направленности, происходит постепенное расщепление сознания. Одна часть его при этом остаётся направленной во внешний мир, другая же часть – в мир внутренний. Со временем, такое расщепление становится естественным и наблюдение за внутренними ответными реакциями, ни в коей мере не мешает ни восприятию внешней реальности, ни действиям во внешнем мире. Та часть вашего сознания, которая направлена вовнутрь, будет называться «свидетелем», так как она свидетельствует внутренние эмоциональные и другие ответные реакции, при взаимодействии человека с внешним миром. Со временем, «свидетель» становится устойчивым, и уже не требует от человека осознанных усилий, чтобы одновременно осознавать как внешний мир, так и внутреннюю, ответную на него реакцию.

Формирование «свидетеля» очень важно, не только для подчинения своих витальных реакций, но и для успешных медитаций, а также для работы по остановке ума. Без «свидетеля» будет в дальнейшем невозможна работа по восхождению сознания, потому что только он способен осознать вначале слабый, но в дальнейшем усиливающийся поток нисхождения более высокого сознания во всё человеческое существо. Дело в том, что «свидетель» не имеет той подвижности, которая характерна для внешнего внимания, но зато он обладает такими качествами, как устойчивость в своей направленности, способность становиться всё более неподвижны, что повышает его восприимчивость, и способность к различению. И если «свидетель» сформирован, то можно приступать к работе по остановке ума.

Для этого, необходимо сесть удобнее, можно в позу лотоса, но можно и в кресло, но так, чтобы спина была прямая и голова при расслаблении не падала. Уравновесили голову, что возможно только при каком-то минимальном тонусе мышц шеи. Прямая спина и уравновешенная голова важны тем, что незначительный мышечный тонус, который остаётся при этом, можно характеризовать как пробуждённость мышц. Если же голова падает, а тело наклоняется в какую-либо сторону, то это возможно только тогда, когда мышцы заснут. между состоянием мышечного тонуса и общего тонуса человека есть прямая связь. Когда мышечный тонус приближается к нулю – человек засыпает, а когда он поднимается относительно нуля несколько выше, то у человека возникает состояние пробуждённости, хотя эту пробуждённость ещё нельзя назвать состоянием бодрствования. Но, зато, в таком состоянии снижена активность ума и снижены ответные реакции организма на внешние влияния, и человек при этом остаётся сознательным, и внутренняя работа его в таком состоянии более эффективна, чем, если бы он находился в состоянии бодрствования.

Работа по остановке ума является своеобразной медитацией. И как всякая медитация она начинается с концентрации. Когда человек находится в состоянии медитации, то в этот период его сознание пребывает в запредельной реальности. Сфера каждой чакры находится в запредельном или трансцендентном, и когда «свидетель» оказывается в сфере Аджна чакры, то в этот период человек осознаёт пространство ума и может влиять на его активность и его состояние. Но для того, чтобы войти в состояние медитации, человек должен пройти стадию концентрации. Концентрацию и медитацию можно сравнить с потоком света, пропущенном через двояковыпуклую линзу. Он собирается в точку, и это будет концентрация. А дальше, за пределами фокуса света лучи его вновь расходятся и эта область будет аналогом медитации. Таким образом, человек должен собрать своё внимание в точку и удерживать его какое-то время, необходимое для перехода на ту сторону фокуса, например, в сферу ума. Субъективно, это переживается так: человек закрывает глаза, и сосредоточивает своё внимание внутри головы, на уровне Аджна чакры. Внимание должно быть неподвижным и иметь цель – проникнуть в сферу ума. Любая концентрация, прежде чем она перейдёт в медитацию, должна иметь цель, которая указывает направление, в котором хотел бы следовать человек в своей медитации. Человек должен удерживать своё внимание неподвижным столько времени, сколько необходимо для перехода в медитацию. Если в это время нарушается неподвижность концентрации внимания из-за того, что отвлекло что-то внешнее или же свои собственные мысли, то необходимо отстранить эти отвлекающие факторы и вновь сосредоточиться в состоянии неподвижного ожидания, когда откроется сфера Аджна чакры. В нашем случае это будет сфера ума. Обычно сфера ума или сфера сердечной чакры и вообще, сфера любой чакры открываются неожиданно. Человек осознаёт, что он находится в освещённом пространстве. Цвет освещённости зависит от цвета чакры. Размеры этого сферического пространства зависят от индивидуальных особенностей человека. Например, сфера ума может быть у одного человека в диаметре несколько дециметров, в то время как у другого – в диаметре нескольких метров.

Итак, неподвижная концентрация внимания завершена и человек осознаёт себя в неком сферическом пространстве, освещённом неярким синеватым светом. (Хотя у некоторых людей сфера ума может быть освещена ярко белым светом). В самом начале в этом пространстве ничего нет. Но если «свидетель» оставаясь неподвижным, продолжает наблюдать это пространство, то, некоторое время спустя, в нём может появиться мысль. Она может быть похожа на облачко, свёрнутое в рулет, и она может быть как молния, прочерчивающая всё пространство сферы ума. Оставаясь неподвижным свидетелем происходящего, человек может осознать желание захватить мысль и развернуть её. Но это не следует делать, так как это приведёт к тому, что вслед этой мысли по механической ассоциации хлынет поток других мыслей. Необходимо быть только свидетелем тех событий, которые происходят в сфере ума и не предпринимать никаких действий. Некоторое время спустя вы можете заметить, что мысли приходят в сферу ума откуда-то снаружи. И если вы выйдите за пределы сферы, то обнаружите, что всё пространство вокруг неё заполнено тучами мыслей, которые могут проникнуть в сферу ума только по созвучию. Человек может осознать ещё один источник мыслей, идущий из-под сознания, путь к которому лежит в нижней части сферы ума и открывается как тёмный колодец, уходящий куда-то в тёмную глубину. Если духовный искатель, в период наблюдения за умом остаётся  неподвижным и не захватывает и не раскрывает мысли, то они постепенно иссякают, и в сфере ума появляется безоблачная прозрачность. Но и это ещё не всё. Если «Свидетель» станет ещё более неподвижным, то он обнаружит, что пространство сферы ума заполнено прозрачной и текучей субстанцией, в которой постоянно происходят медленные движения в любых направлениях. И здесь человек может осознать, что подвижность этой субстанции во многом зависит от подвижности «Свидетеля». Чем более неподвижен «Свидетель», тем более замедленными становятся движения субстанции сферы ума. И если «Свидетель» будет становиться всё более неподвижным, то однажды субстанция сферы ума так же остановится, и её освещённость при этом, в значительной мере возрастёт. Но и это ещё не всё. Иногда полезно отодвинуть роящиеся мысли вокруг сферы ума. И если вы, осознавая себя «Свидетелем» создаёте намерение выйти за пределы сферы ума, то вы тут же оказываетесь вне сферы, и видите множество мыслеформ, кружащихся вокруг неё. Здесь вы можете использовать свою волю, чтобы отодвинуть все мысли и очистить пространство вокруг сферы ума. Снова переместились в сферу ума и понаблюдали за её состоянием. После этого можно открыть глаза.

Опубликовано