Излишнее внимание к внешнему, ослабляет внимание к внутреннему.
Лао-Цзы
Внимание может быть активным и пассивным, внешним и внутренним. Внимание может удерживать направление деятельности человека, и принимать участие при формировании намерения.
Активное внимание может быть вызвано внутренней целью, не связанной с внешними влияниями, привязывающими человека к внешним объектам. В таком внимании нет внешних значимостей и ценностей, к которым бы он стремился. Активное внимание так же может быть связано с внешней жизненно необходимой деятельностью человека.
В то же время, пассивное внимание может удерживаться за счёт внешних привлекательных влияний, которые вызывают желания, и различные эмоциональные состояния. И в то же время пассивное внимание может быть результатом всевозможных влечений, под влиянием которых, не осознавая этого, нередко находится человек. Но в любом случае, внимание, направленное на объекты внешнего мира, суживает сознание человека, что делает его субъективным, так как он в таком состоянии сознания не может осознать истинных причин происходящего.
Внимание духовного искателя должно быть только свидетелем, происходящего во внешнем мире. Человек не должен участвовать в его играх, и не думать о способах, при помощи которых следует наказать виновного и компенсировать пострадавшего. Всё происходящее во внешнем мире – это только игра Божественного, действительный смысл и цель которой знает только Он. Человек в этой игре может быть или на стороне Божественного, или на стороне Дьявола. Если человек прислушивается к голосу своего сердца и следует ему в своих взаимоотношениях с окружающей его реальностью, то он соответствует Божественному намерению. Если же он преследует выгоду, присваивая себе право быть судьёй происходящего, палачом или милующим свою жертву, то он – орудие дьявола в этом мире.
Для человека, идущего духовным путём, особенно значимым является внутреннее внимание. Мы знаем, что внимание является функцией сознания, и мы так же знаем, что сознание большинства людей привязано к внешнему миру. Для этих людей-потребителей внутренний мир закрыт и они не способны к формированию внутреннего внимания. Но каждый человек, даже если он приходит к духовному пути, изначально имеет только внешнее внимание. Даже тогда, когда он способен осознать какие-либо внутренние состояния, то и в этих случаях он для этого использует внешнее внимание.
Внутреннее внимание не сфокусировано на каких-либо внутренних объектах, оно сконцентрировано на внутренних пространствах и состояниях. Если внешнее внимание можно сравнить с двояковыпуклой линзой, то внутреннее внимание сравнимо с линзой двояковогнутой – оно расфокусировано. И если внешнее внимание имеет своей целью рассмотреть объект и следовать в направлении, в котором ведёт желание или какая-либо эмоция, то внутреннее внимание направлено на осознание, чтобы в дальнейшем или принять и открыться осознанному, или же отвергнуть и закрыться от того, что не соответствует внутреннему пути.
Внутреннее внимание ничего не рассматривает и не изучает при помощи ума, оно осознаёт и получает не информацию, что характерно для внешнего внимания, а знания, опыт. Для внутреннего внимания важна его неподвижность, которая со временем должна возрастать, и цель, которая делает внутреннее внимание подобным лучу, высвечивающему прежде неизвестные пространства. И ещё для него важно, чтобы в его состояние не вмешивался ум. Это важно, потому что ум принадлежит к инструментам внешнего мира, и он требует, чтобы человек пользовался только им, так как он – арбитр в любых взаимоотношениях с реальностью мира. Возможно, ум прав, но только тогда, когда речь идёт о взаимоотношениях с внешним миром.
Изначально у человека не существует внутреннего внимания, но оно может быть сформировано, если человек достаточно настойчив в стремлении познать внутренние состояния, которые у него возникают по какому-либо поводу. При этом происходит расщепление прежде единого внимания, на внешнее и внутреннее. На начальных этапах, когда такого расщепления ещё не произошло, у человека могут быть определённые трудности, так как внешнее внимание то и дело вмешивается во внутреннее сосредоточение человека и отвлекает его. В дальнейшем, когда внутреннее внимание будет полностью сформировано, проблем с погружением в медитации больше возникать не будет. Но, как говорил Иван Андреевич Крылов – «А дуги гнут с терпеньем и не вдруг». Когда духовный искатель расщепляет внешнее внимание надвое, то ум этому активно сопротивляется. И человек должен запастись терпением и настойчивостью, отвергая каждый раз требования ума – заняться чем-то более умным, чем медитация. И только тогда, когда внутреннее внимание будет полностью сформировано, для духовного искателя станет доступно «жить изнутри», когда при любой внешней деятельности часть его внимания будет находиться внутри сферы его истинного сердца, и каждая мысль и поступок будут сверяться с реакцией его истинного «Я».