ОБ УЧИТЕЛЕ В ЙОГЕ, ПРОСВЕТЛЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ

(дискуссия)

 

 

Ниже предлагается обзор обсуждения темы "Учителя" в сообществе Интегральной йоги http://my.mail.ru/community/in_teg_ral./3273CA202B14A9BD.html в социальной сети Мой мир mail.ru (доступно при регистрации в сети).

В обсуждении принимали участие

Анатолий Новый – А.Н.,

Алексей Сухарев – А.С.,

Игорь Морозов – И.М. (Адеша),

Владимир Суменков – В.С.

 

А.Н.:

– Меня постоянно удивляет повсеместное пренебрежение к Гуру и даже отрицание его необходимости и роли именно среди тех, кто называет себя последователями Интегральной Йоги, что становится похоже на вредную болезнь вторжения "демократии" в йогу. Поэтому счёл нужным привести некоторые высказывания самого Шри Ауробиндо.

 

«Каждый человек, входящий в область йогического опыта, свободен следовать своим путём; но эта йога не для любого последователя, а только для тех, кто придерживается поисков цели следовать по намеченному пути, на котором необходимо уверенное руководство.

Тщётно всем без исключения следовать этой дорогой – почти невозможно прийти к концу собственной внутренней силой и знанием без верной помощи и влияния. Даже обычные долго практиковавшиеся йоги трудны, чтобы следовать им без помощи Гуру; в этой, которая идёт подобно продвижению через неизвестные запутанные области – совершенно невозможно.Эта работа не для любого садхака. Вся работа здесь должна быть сделана в духе принятия дисциплины и подчинения, не личными требованиями и условиями, но бдительным сознательным повиновением контролю и руководству…

До нынешнего времени нет человека, который возражал бы против Учительства (Гурувада), обычно только люди, живущие в уме или жизненном существе и имеющие гордость ума и жизненное высокомерие, находят ниже своего достоинства признавать Учителя.

Человеческая душа и природа не могут рассматриваться, как набор умственных правил, приложенных ко всякому одинаково; если бы это было так, не было бы нужды в Гуру. Каждый мог бы нанести на свою карту йогические правила, подобно правилам упражнений по Сандоу, и следовать им, пока не станет совершенным Сиддхой! Из того, что все Гуру подобны Божеству, не следует, что ученик поступит хорошо, если он покинет одного, чтобы последовать за другим. Преданность Гуру требуется от каждого ученика. От обмена вы ничего не получите, кроме своего притворства. Гуру должен иметь нечто в себе, что создаёт контакт с возможным Божеством, нечто, что работает, даже если он в своём внешнем уме совершенно не осознаёт об этом действии. Если в нём нет ничего духовного, он не Гуру, только псевдогуру.

Многие люди имеют привычку практиковать Йогу согласно собственным идеям, не принимая руководство Гуру, от которого, однако, они ожидают полного покровительства и успеха в садхане, даже если они важничают и скачут вреднейшими из возможных путей.

… Йога – не поле для интеллектуальных доводов или диссертаций. Не упражнениями логического или обсуждающего ума можно достичь понимания йоги или следовать ей. До тех пор, пока ум не успокоится, включая интеллектуальный или логический ум, и не откроет себя в спокойствии и молчании более высокому или глубокому сознанию, видению и знанию, садхана не может достичь своей цели, ибо по той же причине индийской духовной традицией стало необходимым требование искренности и преданности к Гуру.»

 

В.С.:

– Честно говоря, не встречал категорического отрицания роли учителя, а встречал, и считаю обоснованным необходимость иметь учителя желательным, но вовсе не обязательным. Сам Шри Ауробиндо учителя, как такового, не имел. Приглашение им Лелэ потребовалось только для того, чтобы остановить ум. Просветление Шри Ауробиндо получил позже и самостоятельно. Шри Рамана Махарши получил просветление в 17 лет, вообще не думая о духовном пути. Мой знакомый в сети получил просветление, не имея учителя. Он самостоятельно с отрочества искал требуемую ему информацию, и получил просветление, не будучи знакомым в то время ни с одним учителем ни очно, ни заочно.

В этом смысле для всех, кто идёт путём интегральной йоги, учителем должен являться Шри Ауробиндо и те, кто способствует движению на этом пути.

В сети встречаются вопросы, о том, нет ли в тех местах, где живут эти люди, учителя в ИЙ. Но таких людей в принципе единицы, и это очень серьёзная проблема для ищущего. Вероятно, эмоциональные реакции на отсутствие возможности иметь живого учителя, и выражается в отрицании роли гуру, о котором вы говорите.

Несомненно, присутствие рядом человека, к которому есть возможность обратиться с вопросами по этой тематике, очень важна. Однако, следует иметь ввиду, что Шри Ауробиндо чаще всего писал тем, кто жил в ашраме, или писал ему из других районов Индии, задавая свои вопросы. В России ситуация иная, и она накладывает свой отпечаток на сознание людей, предоставляя им только те возможности, которые есть у нас в настоящее время.

 

И.М.:

– Отношения Лелэ и Шри Ауробиндо скорее исключение, чем правило. Этак можно и другую крайность оправдать - Шри Рамакришна имел несколько Учителей. А у Будды также Учителей не было и т.д. Но это не значит, что в прежних воплощениях, когда они получили изначальную реализацию, они не следовали традиционным путём. Если кто-то осознал Божественное в одной жизни, то в следующих может играть по иным правилам. Традиция Духовного Учительства (Гурувада), которая предполагает Просветлённого Учителя, живущего на земле, в человеческом теле - один из основных устоев Йоги. Любой Йоги, в том числе и Интегральной. Благодаря Гурувада Индия не утеряла Йогу в Кали-Югу. Кроме того, далеко не у каждого садхака есть способность самостоятельно установить уверенную связь с Учителем, покинувшим тело и большую часть времени находящимся в одном из Высочайших планов сознания. Для этого нужно суметь подниматься на эти Сверхчеловеческие планы сознания или иметь из прошлого уже сложившуюся связь с Учителем, особый канал, по которому Духовные Блага свободно нисходят свыше. Но такая связь, как правило, сформировалась в прошлом на земле.

Кстати, совсем не обязательно, чтобы Учитель жил рядом, важно воплощение Учителя в человеческом теле.

Сейчас на пространствах бывшего Советского Союза немало учеников Шри Ауробиндо и Матери (в новом воплощении). И эти ученики могут не чувствовать потребность в ином Учителе, также, как ученики Христа или Кришны, Будды или Рамакришны. Или они могут получить разовую или краткосрочную помощь от живого Йога. Но начинающему, не получившему посвящение от Учителя в земных условиях намного труднее получить это посвящение от Гуру на Небесах. Хотя нелепо было бы считать, что совсем невозможно.

 

В.С.:

– Вопрос о том, какое значение здесь имеют исключения, и подтверждают они правила или нет, видимо, навсегда останется открытым, если рассматривать его только как проявление статистики, и не учитывать современной реальности.

В России, как и  во всём христианском и исламском мире, волхвы были практически истреблены физически, и это здорово подорвало духовные корни множества наций, имевших в своей основе ведические традиции. Однако что-то сохранилось, стало выходить из подполья, хотя и переживает весьма сложный этап восстановления в национальной культуре своих позиций. Обычно эти вопросы обсуждаются где угодно, только не там, где идёт речь об Интегральной йоге.

Следует иметь ввиду, что лишних знаний не бывает, а Шри Ауробиндо всю жизнь стремился к расширению познания мира и уделял внимания всем мировым культурам.

В современной России пробудился интерес к эволюции сознания, и это, несомненно связано с тем, что в текущих воплощениях присутствуют люди, уже в изначально готовые к дальнейшему пути. Понятно, что чем больше у нас возможностей общаться с людьми, чьи интересы и уровень сознания соответствуют и превосходят наш, тем эффективнее может быть эта работа.

Появление такого феномена, как дети индиго, говорит о том, что сейчас приходят души, имеющие изначально более высокий потенциал развития, чем те, кто рождались сто лет назад.

Поэтому, считать, что цепь преемственность должна быть абсолютно непрерывной, оснований нет, поскольку это не подтверждается уже известными фактами. Утверждать обратное тоже невозможно, поскольку именно знакомство с духовными истоками йоги и фактически, новый перевод Вед, сделанный Шри Ауробиндо, позволил ему подняться на супраментальный план сознания. Но при этом он сам духовных наставников не имел, хоть и рекомендовал это садхакам.

Ещё один фактор, который нельзя не учитывать, это то, что Шри Ауробиндо нет в теле уже более шестидесяти лет, и мир за это время сильно изменился. Как известно, эта тема им в приложении к России XXI века, не рассматривалась, поэтому было бы лучше приветствовать сам факт того, что сейчас существуют люди, способные к самостоятельной работе, независимо от того, есть или был у них учитель в теле, или этого в данном воплощении не было. Гораздо важнее то, ЧТО каждый ищущий может предложить другим в качестве результата, достойного внимания. Но к сожалению, таких людей в настоящее время не так уж много.

 

И.М.:

– Проблема скорее не в учителях, а в учениках. Вернее, в претендентах на роль ученика. Сейчас гуру найти значительно легче, чем 20 лет назад. Другое дело, что не каждый имеет достаточно заслуг стать учеником Аватара. Тем не менее немало претендентов считают, что могут осчастливить своей особой любого Гуру. Но как правило, профессора или академики не работают в детских садиках. Я не имею здесь никого конкретно, Боже упаси! Просто у меня сложилось такое впечатление после многолетних наблюдений.

 

А. С.:

– А разве вообще что-то нужно предлагать другим в качестве результата? 

 

В.С.:  

– Результат своей работы, будучи опубликованным, становится достоянием всех, и поэтому влияет на коллективное сознание, на тот его пласт, который способствует движению в этом направлении для многих.

Статья, которая является основой для данного обсуждения, является результатом внутренней работы А.Н. И надо сказать, она оказалась очень востребованной. Аналогично все материалы, которые предлагаются в сообществах, на сайтах и форумах, связанных с Интегральной йогой.

Некоторые материалы предлагаются в блогах участников этой работы, и представляют собой стихи или статьи и даже фотографии, в которых отображается внутренний мир человека. Впрочем, в сообществе свои работы предлагать сложнее, поскольку сюда приходят люди со сложившимся интересом к этой теме, и часто, с определёнными амбициями в этом направлении. А преодолевать вполне ощутимое энергетическое сопротивление этих амбиций – дело непростое, и требует много энергии. А написать в блоге то, что считаешь интересным для себя и других, гораздо проще, поскольку там ты хозяин.

Хорошо известно, что Шри Ауробиндо писал и пьесы, и стихи, и эссе (как и Мать Мирра), и всё его творчество несёт в себе высочайший свет его сознания, поэтому такой результат внутренней работы следовало бы размещать и здесь, но будет это когда-либо или нет, сказать трудно. Но даже если появляется тема, просто вызывающая обсуждение, это очень полезно, поскольку помогает делиться своим взглядами, которые являются результатом нашей работы над собой, и в чём-то способствуют этой работе в целом.

 

И.М.:

– К результатам работы виртуального сообщества можно было бы добавить и ещё одно следствие публикаций, обсуждений или даже внешне бездеятельного присоединения к такого рода сообществам: складываются не просто виртуальные, а психические, ментальные, витальные связи, которые дают большую возможность для проявления Высочайшего Света и не только для данной группы. Это оказывает влияние и на коллективное сознание, и на отдельные личности, порой внешне и не входящие в группу. Так что, на мой взгляд, участие в работе таких сообществ может проходить и на внутреннем плане.

Хотя просветление приходит не от информации, а от того что в ней заложено или от того, кто в неё что-то заложил.

 

В.С.:  

– Да, просветление зависит не от информации, как вы правильно сказали, но и не от того, что в ней заложено, хоть это так же очень важно. Читавших священные тексты миллионы, но значительная часть просветлённых их не читала вовсе и вряд ли будут читать Веды, Упанишады, Пураны, Алмазную сутру, Дао дэ Цзин, и ещё много чего. Просветление ведь не столько результат получения информации или даже непосредственных знаний, сколько необходимость и возможность психического проявить себя в этом мире в данных конкретных обстоятельствах. А источником энергии на этом пути могут быть только собственные усилий по поиску того, что является истиной для конкретного человека, и преданность этому пути. Собственно, эти усилия и позволили психическому выйти на передний план, поскольку это оно вело человека по этому пути.

Собственно, сам опыт выхода психического на передний план так же является опытом психического существа, а внешнее сознание способно только осознавать происходящее, будучи свидетелем. В этом смысле роль учителя заключается в помощи не садхаку, а психическому садхака. Выходу психического по большому счёту мешает несоответствующее положение сознания садхака, и узость его мировоззрения. Из этого видно, что роль учителя - это роль проводника света психического существа садхака, на его пути к проявлению в личности садхаке. Может быть, на замещении старой фронтальной личности садхака. Но в садхане это идёт более осознанно, чем в спонтанном процессе.

Во всяком случае, мне видится смысл всего описанного, в таком свете.

 

И.М.: 

– Пожалуй, надо иметь ввиду и то, что духовные достижения из прошлых жизней возвращаются намного быстрее и легче, чем приобретаются новые. А на счёт заложенного в книгу, в информацию (что заложенное мало, кто видит - не аргумент) - без этого текст не мог бы стать священным. Это своего рода sim-карта, но нужно ещё и дозвониться.

А по поводу учительства. Всё же я придерживаюсь мнения, что каждый, кто вступил на духовный Путь, должен осознавать свою ответственность перед человечеством и оказывать человечеству в целом, группе людей, отдельному человеку духовную помощь - по мере сил и возможностей. Ответственность в том смысле, что на определённом этапе нужно принимать бремя и играть роль гуру.

При этом следует указывать и на ответственность учеников в этой общей работе.

 

 

В.С.:

– Это очень хорошо, что вы сказали об ответственности. Уж неизвестно, сколько человек прочтёт эту переписку, но именно ответственность является одним из важнейших факторов ученичества с обоих сторон – и со стороны гуру, и со стороны садхака. Это ответственность прежде всего перед будущим человечества, поскольку от индивидуальных усилий каждого, кто принимает участие в этом процессе, в результате зависит и скорость движения на этом пути, и успех садханы многих, включённых в эту работу садхаков.

 

И.М.:

– Нередко (возможно, это личный опыт) против Гурувада высказываются те, кто уже немало лет уверенно стоят на Пути и имеют внутреннее руководство, но пока ещё не в состоянии предоставить это руководство начинающим. Они воспринимают это как чьё-то стремление вмешаться в их подход к духовной жизни. Но этим они, на мой взгляд, сбивают с толку начинающих. Для того, чтобы миру явилась готовая статуя, с неё достаточно сдёрнуть скрывающее её покрывало; другое дело – убрать лишнее с гранитной глыбы, чтобы появилась статуя.

Ещё один страх – которым, в основном, пугают официальные церкви - попасть в секту, в зависимость от лжегуру для искреннего садхака не состоятелен. Такого искренность на правильный путь выведет.

 

А.С.: 

– Что такое "просветление" по-вашему в рамках ИЙ ?

 

В.С.:  

– Об этом достаточно хорошо сказано у Шри Ауробиндо. При всём разнообразии образных, но малопонятных описаний этого, Шри Ауробиндо определяет просветление, как выход психического существа на передний план существа человеческого. При этом психическое уже не заслоняется силой эго, а способно само проявиться в деятельности человека, получившего просветление. Человек, получивший просветление – в другой формулировке, ставший реализованным мастером, с выходом психического существа получает мудрость и ясное понимание того, что происходит вокруг него и в мире (если это его интересует), поэтому в религиях просветлённых могут приравнивать к святым и канонизировать. В йоге реализованный мастер может выполнять роль Учителя, если у него есть к этому способности.

 

А.С.:

– А цитаты нет из Шри Ауробиндо?

 

В.С.:   

– Об этом говорится в разных местах. Посмотрите, например, глоссарий терминов

http://soznanie.spb.su/biblio/aurobindo/1089/

Здесь вы найдёте в нескольких местах цитаты на эту тему. Правда, то, что написано Шри Ауробиндо, гораздо более ёмко и звучит на несколько октав выше того, что сказал я, поэтому воспринимается совсем иначе. 

 

 

А.С.:

Так там речь у Шри Ауробиндо о Реализациях, а "Просветление" идет как мне кажется из буддизма, дзен и т.д. также конечно из адвайты. 

 

И.М.:

– Вряд ли, давая названия и определения, можно разобраться в таких вещах.  Тем более, что Интегральная Йога предполагает и Интегральную Реализацию, вмещающую всю возможную полноту восприятия Божественного, которая доступна на человеческой ступени. В редких случаях эта полнота придёт сразу. Скорее сначала возникает осознание одного из аспектов или проявлений – допустим Безличный Брахман или Личный Владыка, Бхагаван, осознание Бесконечности, Запредельное, которое превращает весь чувственный мир в сон наяву, Майю, осознание мира, как живого Божества, единого или полного индивидульных Божественных проявлений и т.д. Важно начать с чего-то и потом не останавливаться на достигнутом.

 

В.С.:   

– Во всех случаях в начале имеется ввиду один и тот же процесс, если он касается именно выхода психического существа. Только в разных духовных традициях он описывается по-своему, и в них обращается внимание на черты, соответствующие пути данной традиции. Но сам по себе момент выхода психического из тени эго на этом этапе, на мой взгляд, можно называть практически любыми соответствующими этому терминами, живущими в разных традициях. Это отправная точка, и дальнейший путь отличается от того, что есть, например, в буддизме. Но это уже путь не к интегральной йоге, а путь в самой йоге.

И есть ещё одна деталь, которую, обычно, опускают. В Индии существуют свои культурные стереотипы, влияющие на развитие отношений с миром, а в России свои. Поэтому довольно сложно жёстко привязывать психические процессы к тому, что описано в рамках индийской культуры – всегда будут свои нюансы, выходящие за пределы уже известного. Да и личный опыт у всех свой собственный, на который культурные корни влияют сильно. И хоть выше витального и ментального плана этих различий значительно меньше, но всё же рождение в конкретном месте и в конкретной культуре показывает и наличие особенностей, связанных с путём реализации того психического потенциала, который проявляется в стране с культурой, отличающейся от индийской.

 

И.М.:

­– Для того, кто открывает Шунья (в буддизме) или Брахмана (в адвайтиской традиции), психическое может быть и не важным, если нет стремления двигаться по пути, который предложил Шри Ауробиндо. Там психическое, как впрочем и всё остальное несущественно. Можно погружаться и погружаться в тот Океан, пока, по выражению Шри Рамакришны, соляная кукла полностью не растворится.

Да и в Тантрических традициях ясно выраженное требование опоры на психическое весьма сомнительна.

Ведь можно найти и иные центры равновесия при практике, отличные от эго. К примеру того же ментального Пурушу.

На мой взгляд, выход Психического на передний план – это ещё не Реализация (осознание) Божественного. Это очень важная ступень в Йоге. Опора на Психическое – условие достижения Божественной жизни в человеческом теле, на земле, как альтернатива Нирване или погружению в Брахмана через Нирвикальпа-самадхи.

 

А.С.:

– Ну вот в последнее время вот это "просветление" стало модным. Многие ищут этого самого Просветления. Именно поэтому мне кажется, что не очень корректно применять этот термин в ИЙ, зачастую просто уводящий в сторону.  А как вы на это смотрите?

 

И. М.:

– То же можно было сказать про слово "медитация". На самом деле важны не термины, а достижения сознания. Есть ещё один момент – если кто-то в течение ряда инкарнаций двигался определённым духовным путём и достиг определённых результатов (допустим адвайтистким), то именно эти достижения вернутся в первую очередь и именно эта реализация легче всего может быть получена. Также если кто-то в прежних жизнях достиг чего-то в буддизме, ему могут вернуться эти достижения при приобщении к Интегральной Йоге.

К слову, подобные феномены встречались и в христианстве. Тереза из Авиньона сначала осознала Бога в безличном аспекте. И потом ей не мало усилий пришлось приложить, чтобы осознать личный аспект – как Христа.

 

В.С.:  

– Обычно люди, ориентированные на внешний мир, ищут в просветлении не более высокие состояния сознания, а хотят найти источник витальных энергий, которые будут приносить им приятные ощущения: радость, эйфорию, иллюзию счастья. Так прекрасно, так безопасно, а главное – бесплатно. Вот это и притягивает людей к самой теме просветления. Но ведь то, что связано с выходом психического иногда действительно сопровождается такими явлениями, но может и не сопровождаться ими. Именно это уводит в сторону. Но для кого-то это будет ещё одна пустая приманка в этом мире, а кто-то пойдёт по пути духовного развития. И даже не так уж важно, решит он, что ему ближе интегральная йога, или же он пойдёт по пути хинаяны. При этом такой человек сам будет становиться источником более высоких интересов для других людей, а это уже очень много.