СВОБОДА ИСТИННАЯ И ИЛЛЮЗОРНАЯ

Чувство свободы у человека может быть истинным и иллюзорным. Состояние истинной свободы переживается человеком тогда, когда он свободен от всех зависимостей этого материального мира и не привязан к его ценностям. В нем не возникают никакие ответные реакции на любые события, происходящие вокруг него, а к своему прошлому он относится как к необходимости, через которую его провел Божественный в сегодняшний день. У него нет вожделения по поводу какой-либо цели в будущем, потому что он живет «здесь и сейчас», его отношение к реальности современного мира в какой-то мере похоже на вчерашний день, в который он по необходимости должен заходить, но в реальности он этому дню уже не принадлежит. Он осознает, что физически еще принадлежит этому миру, и даже есть некоторое сожаление о том, что этот мир для него стал вчерашним днем. Но он понимает, что такого рода сожаление связано с его физическим умом, и не собирается потакать ему. Он скорее чувствует себя космонавтом, который навсегда покинул Землю и улетает на другую неизвестную планету, и о Земле у него останется только память. И он уже не может, да и не хочет возвращаться к прежнему образу жизни на Земле. У него свой путь.

Но тогда, возможно, человек, идущий духовным путем, на каком-то этапе духовного пути становится очень одиноким. Он подобно Робинзону оказывается на необитаемом острове, но без надежды, когда бы то ни было вернуться к людям. На самом деле чувство одиночества не присуще людям, идущим духовным путем, потому что в них нет пустоты в связи с оставленностью ценностей этого мира. Человек осознает одиночество тогда, когда лишился кого-то или чего-то близкого для него, что прежде было опорой его жизни. В нем опора на ценности материального мира и отношения  между людьми постепенно, по мере духовной практики, были замещены на внутренние ценности своего сердца. Идя духовным путем, он приобрел опору в Божественном, который на каждом шагу помогает ему и ведет его мимо ловушек и западней материального мира. Он не одинок, потому что он полон Божественным присутствием, и, кроме того, он осознает себя свободным от всевозможных привязанностей этого мира и его проблем. Это совсем не значит, что человек, идущий духовным путем, с безразличием относится к этому миру. Совсем нет. Просто он перестал зависеть от него, хотя и продолжает взаимодействовать с ним, как и прежде, возможно, даже более эффективно, чем это было тогда, когда он был привязан к этому миру. Его отношения с близкими людьми так же изменились, потому что вместо прежних витальных привязанностей в нем появились более высокие истинные чувства единства с ними, в которых одновременно звучат любовь, сострадание и готовность жертвовать.

Живущие в материальном мире и зависимые от него не знают, что такое истинная свобода, потому что любые стремления человека в этом мире – это стремления от одной несвободы к другой, часто еще более безысходной. Все дело в том, что взаимоотношения людей в нашем проявленном мире построены на принципах эго, в которых не существует середины или равенства в отношениях между людьми. Каждый человек хочет быть во взаимоотношениях с другим человеком более значимым, чем он этого заслуживает. Чувство собственной важности в человеке стремится пролезть в любую щель отношений – хотя бы в чем-то, пусть незначительном, он должен превосходить другого – даже в страданиях и дефектах своего тела, своей морали, своего ничтожества. Практически не существует среди людей отношений, в которых эго не занимало бы первые места. Но стремление эго занимать первые места никогда не может быть удовлетворено полностью, поэтому оно всегда страдает и принуждает человека освободиться от тех условий, которые порождают эти  страдания. И когда это человеку, наконец, удается – оно воспринимает это как освобождение. Но, выйдя из одной ловушки, оно тотчас же попадает в другую, и все повторяется, только иногда в худшем варианте. Таким образом, в проявленном мире свобода так же является иллюзией. Причина этой иллюзии не только в претензиях эго, неудовлетворенного отношением к своей значимости, но и в заблуждениях человека.

Люди совместили идею свободы со стремлением освобождения, что привело к ложному мнению, что освобождение от чего-либо приводит к состоянию свободы. И стремясь освободиться от всего, что может ранить или ограничивать человеческое эго, люди, не ведая этого, не только питают свой эгоизм, но и постепенно теряют возможность единства с тем окружением, в котором они живут.

Люди не знают, что свобода возможна только в единстве, но не в разделении, потому что свобода – это состояние радости единства. Еще раз повторяю, что слова: освобождение и свобода, имея общий корень, по смыслу не имеют ничего общего, и на этом построено много лжи в нашем мире. Когда мы говорим, что на духовном пути человек получает освобождение, то это, значит, что он получает освобождение от зависимостей этого мира, но состояние свободы он получает только в единстве с Божественным. Поэтому, человек, чтобы получить состояние свободы должен стремиться к единству в этом мире. К единству с кем или с чем? С тем, что приносит радость, не подавляет и не подчиняет, не навязывает и не совершает насилия. Истинное единство не приносит страдания и не создает проблем ни одной, ни другой стороне, участвующей в этом единстве.