(три уровня)
Как мы уже говорили, мировоззрение имеет три уровня: глубинный, содержащий в себе предназначение всего человечества. В основе среднего слоя этого уровня лежит генетическая предрасположенность человека. В поверхностном слое этого глубинного уровня, находится предназначение конкретного индивидуума. Позади этого глубинного уровня находится истинная часть человеческого существа, которая является выразителем истинного предназначения человека на Земле. Затем идёт уровень значимостей, которые являются опорой человека, живущего интересами этого мира. Причём, значимость одних и тех же объектов для различных людей не одинакова, так как не бывает двух людей, интересы которых были бы совершенно одинаковыми. И третий, самый поверхностный уровень, это уровень поверхностных интересов, увлечений и побуждений, которые во многом зависят от уровня значимостей.
Уровни, определяющие мировоззрение человека – это только его каркас, который может быть заполнен всевозможными иллюзорными символами этого мира. К этим символам следует в первую очередь относить информацию, накапливаемую человеком в течение всей его жизни, затем идут всевозможные идеи, обычаи, догмы, условности и т. п.
Мировоззрение человека формируется под влиянием двух источников – внутреннего и внешнего. Внутренний источник – это истинная часть человеческого существа, глубинный уровень и уровень значимостей. Внешний источник – это внешний мир с его соблазнами, придающими определенную форму мировоззрению человека. Мировоззрение – это поток, направление которого опять таки определяется этими же самыми силами – внутренними и внешними. Причём, внутренние силы определяют направление интересов человека, а внешние – привлекают его, используя для этого различные соблазны. Если внутренние и внешние силы созвучны друг другу, то в этом случае всевозможные стремления человека и его поступки становятся фатально неизбежными. При этом у человека будут отсутствовать варианты возможного выбора направления своей активности. Такие однонаправленные личности формируются или под интенсивным внутренним влиянием какой-либо идеи или же под влиянием соблазнов внешнего мира. Последний случай свидетельствует о внутренней бедности человека и примитивности его мировоззрения.
Человека делает Человеком, не умение его ходить на двух ногах, и умение говорить. Попугай тоже ходит на двух ногах и может научиться говорить. Всё живое на Земле на своих языках говорят друг с другом. Даже клетки живых организмов постоянно общаются друг с другом, используя для этой цели своеобразный язык электрических сигналов. Человека делает Человеком не умение строить дома – животные по мере своих возможностей так же строят себе жилища, не искусство, и не его изобретения, только увеличивающие те его возможности, которые есть и у животных. Теперь он может слышать и видеть, то, что делается в любой точке земного шара, передвигаться быстрее, чем это могут любые другие существа на земле; получать удовольствия неизмеримо более разнообразные по сравнению с тем, что доступно животным. Другими словами, человек – это усовершенствованное цивилизованное животное. Но такое утверждение правильно только для человека-потребителя, который может пользоваться компьютером, ездить на автомашинах и летать на самолётах, иметь яхты и дворцы, убивать президентов и разрушать целые страны вместе с их мирными жителями, и делать ещё многое другое, если ему это выгодно. Слово то какое нехорошее, у меня оно ассоциируется с мошенничеством, обманом, когда речь идёт о взаимоотношениях между людьми. Другое дело – польза, в этом слове нет выгоды для одного и убытка для другого. Польза – это положительный результат, который в себе может не иметь никакой выгоды. Например, наказали человека за какую-то провинность, и это может принести ему пользу. Любой опыт, полученный умным человеком, может быть ему полезен.
Итак, современный человек-потребитель – это в меру разумное двуногое, говорящее, цивилизованное, способное к обучению животное. Это ещё не Человек, но только переходное существо. Сфинкс на плато Гиза – это символ современного человека. Можно провести границу между человеком, в котором всё ещё преобладают животные начала, о которых мы только что говорили, и человеком, перешагнувшего эту черту, и стремящимся выйти за пределы земного материального притяжения. Это люди, живущие не ради материальных благ, и для которых основным смыслом их жизни являются знания. Их жажда знаний не знает насыщения, и даже находясь в крайне неблагоприятных внешних условиях, они не теряют своей внутренней устремленности к знаниям. Примером этому могут быть Николай Александрович Морозов – почётный член Академии Наук СССР, ещё в царское время был приговорён к вечной каторге, астрофизик, доктор наук Николай Александрович Козырев, академик Сергей Павлович Королёв, которые, находясь в советских концентрационных лагерях, не прекращали свою научную работу, Виктор Франкль – всемирно известный австрийский врач-психотерапевт и психолог, чудом выживший в гитлеровских лагерях. И ещё многие, многие другие.
В современном мире есть большое количество людей, которые живут ради знаний, проникая своим пытливым умом в запредельное этому миру. Это те, кто вышел из круга обыденности этого мира, преодолел его притяжение, и для которых идея потребительства равноценна самоубийству.
И тогда встаёт закономерный вопрос: как формировалось мировоззрение всех этих людей? разве они росли и учились не в тех же самых условиях, которые характерны для современных людей, производящих материальные блага, а затем потребляющие их. Почему у одних людей есть стремление выйти за пределы рабской обыденности, а у других его нет? Почему одни люди стремятся к богатству, власти, удовольствиям и даже делают это целью своей жизни, а другие, словно не от мира сего, погружаются в потоки знаний, следовать которым становится смыслом их жизни?
Причиной всему этому глубинный уровень мировоззрения и уровень значимостей. Между этими двумя уровнями определенные зависимости. Глубинный уровень всегда определяет, каким будет уровень значимостей, в свою очередь уровень значимостей влияет на полноту глубинного уровня. Всё, что находится на подсознательном уровне, относится к уровню значимостей, следовательно, этот уровень подвергается всевозможным внешним влияниям, которые не осознаются человеком. Эти влияния могут быть и в пренатальном периоде, и после рождения и в течение всей человеческой жизни. Но в глубинном уровне есть самая глубокая, не зависимая от каких бы то ни было внешних влияний, истинная часть, которая в человеке представлена его центральным существом и его истинным «Я». И эта часть в зависимости от того, насколько она выражена, здесь имеется в виду истинное «Я» человека или Психическое существо, может полностью трансформировать уровень значимостей, от которого зависят внешние предпочтения человека. Но всё может быть иначе, если уровень значимостей жёсткий и догматичный. В этом случае он не поддаётся никаким влияниям со стороны истинной части человеческого существа и Психическое существо в таких случаях может даже оставить человека, уступив своё место силам Люцифера. Тогда единственными интересами человека в этом материальном мире становятся богатства, власть и удовольствия. Другими словами, человек становится неисправимым потребителем, не зависимо от своего социального положения. «Мне дана власть над этим миром» – говорит Сатана, искушая Христа. Тогда без всяких доказательств становится понятно, что потребитель – это человек, находящийся во власти сатанинских сил, а те люди, которые стремятся в человечестве реализовать идею потребительства – это проводники сатанинских идей.
Но срединный уровень мировоззрения, уровень значимостей, в значительной мере зависим так же и от самого поверхностного уровня, на котором реализуются возможности человека, через его стремления, желания и побуждения. Поэтому, внешний мир успешно трансформирует мировоззрение человека, привязывая его к своим ценностям. Отсюда становится понятным для чего Моисей в течение сорока лет водил евреев по пустыне – он формировал их уровень значимости, используя для этого внешние средства.
Очень важной стороной внешних влияний, делающей их особенно эффективными – это пустыня, изоляция от каких-либо влияний «разбавляющих» основное намеренное влияние, используемое для формирования уровня значимостей. В тех случаях, когда вокруг человека существует большое количество всевозможных влияний, имеющих различные направления, то они формируют в человеке потребителя, у которого в жизни нет определенной направленности, а важным для него только то, что воспринимается его органами чувств. В таких случаях он подобен растению – перекати полю, которое катится в том направлении, в котором дует ветер. У такого человека нет никакой внутренней программы, определенности, и он легко попадает под влияния всевозможных идей, формируемых теми, кто правит миром. Он может «катиться» в любом направлении, так как в нём не сформировано направление, имеющее определённый вектор. Для него смыслом жизни становится всё, что предлагает реклама, что он видит и слышит вокруг себя – это и есть человек-потребитель, человек-раб, во всём зависящий от внешних условий, не имеющий внутренней определенности кроме «Хлеба и зрелищ». Для того, чтобы увеличить состояние зависимости такого человека, его соблазняют «жизнью в кредит», когда он с лёгкостью может получить всё, что он хочет, прямо сейчас, в кредит, но потом он должен всё это не просто отработать и оплатить, но сделать это вовремя, иначе потеряет не только то, что взято в кредит, но даже, возможно, свою физическую свободу. Таким образом, вместе с кредитом он приобретает жестокого безжалостного господина, который подгоняет его, угрожает ему, и даже может немилосердно наказать его.
Для того, чтобы человек не стал перекати полем, чтобы он со временем не превратился во флюгер, поворачивающийся в том направлении, куда дует ветер, необходимо защитить его от всего разнообразия соблазнов современного материального мира, оставив только то направление, которым будет определяться его мировоззрение. Можно защищать запретами, как это делают современные религии, можно защищать законами, как это делает государство, и можно защищать активным стремлением понять всё, что происходит вокруг человека и с ним самим. При этом не обсуждать то направление влияний, которое было избрано воспитателями человека, но преподносить его так, чтобы оно логически было оправданным в глазах воспитуемого. Он должен понимать, что предлагаемые ему взгляды на этот мир и на него самого, единственно правильные и бесспорные.
Стремления человека понять, всё происходящее вокруг него, и то, чем его кормят СМИ, – трансформирует неосознаваемые внешние влияния в осознаваемые, этим самым, нейтрализуя их воздействия на уровень значимостей. И так как, в конечном счёте, личность человека зависит от структуры уровня значимостей, то такого рода отношения к реальности этого мира, позволяет человеку оставаться свободным от его влияний, и в то же время позволяет более глубинным влияниям его истинной части трансформировать его уровень значимостей.
Всё сказанное здесь остаётся в силе и при воспитании детей, когда их родители вместе с ними обсуждают всё, с чем взаимодействует их ребёнок, и этим самым формируют в нём высокую критическую часть его сознания, находящуюся под влиянием его глубинной истинной части.
При таком направленном формировании личности человека, наступает время, когда он сам начинает выбирать для себя только то, что соответствует избранному им направлению, считая всё остальное второстепенным. Это время, когда человек может начать расширять пределы своих интересов в сторону прежде запрещённых направлений. В нём в этот период уже сформирована доминанта направления его жизни, и любого рода внешние влияния или та информация, которую он будет черпать из книг или фильмов, будет только усиливать эту доминанту. При этом человек будет осознавать, что из всего потока внешних влияний он берёт для себя только то, что соответствует его внутренней установке, этим самым направленно обогащая себя.