Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ

Петр Зорин

Чтение – это одно из средств на пути к знаниям. Но оно может привести к ним только тогда, когда у человека будет любовь к знаниям и любовь к чтению. Воспитание любви к знаниям и любви к чтению не проводится последовательно, но одновременно. Но для того, чтобы работа в этом направлении была эффективной, необходимо, чтобы родители были не только достаточно умелыми воспитателями, но они должны хотеть это делать.

Труд человека не должен быть ради него самого. Человеческая жизнь только тогда приобретает истинный смысл, если активность человека направлена на благо других людей. И это хорошо иллюстрируется примером из жизни клеток любого организма, в том числе и человеческого, если мы посмотрим на их функционирование с фрактальных позиций. Ни одна клетка и ни один орган в организме человека не живёт для самого себя и потребляет из общих ресурсов ровно столько, сколько необходимо для нормального его функционирования.

Все клетки живого организма работают на весь организм, и каждая из них осведомлена о состоянии и потребностях всего организма, что даёт ей возможность менять свою функцию и активность по мере того, как в этом возникает надобность. Например, почки по каким-либо причинам не справляются со своими обязанностями. В таких случаях на помощь им спешат все клетки и органы всего организма. Лёгкие, печень, кишечник, кожа берут на себя очистительную функцию, которой прежде занимались почки.

Этот пример показывает разрушительность идеи свободы, в которой каждый человек волен жить для себя и поступать так, как ему заблагорассудится. Родители не должны даже предполагать, что они могут жить для себя и своих удовольствий, а ребёнок – он должен познать детство, и, кроме того, есть ясли, садик, школа и т. д. Семья – это та почва, в которой должно вырасти полноценное растение, а не чахлый заморенный кустик. Я не имею в виду физическую упитанность ребёнка и его обеспечение всевозможными игрушками, но его личность.

Любовь к чему бы то ни было, раскрывается в человеке тогда, когда это доставляет ему удовольствие, радость. И человек успешен в любой деятельности, когда это приносит ему радость. Следовательно, работа с детьми должна доставлять детям и их воспитателям радость. Существует два источника радости – один из них в мозгу человека – это центр удовольствия, второй – глубинный, присущий всему живому не только на Земле, но и во всей вселенной – это поток любви, и в то же время – это поток, устремленный к бесконечным знаниям. В этом же потоке, одной из его граней является сострадание ко всем, которые не захвачены им, и в нём же проявляется жертвенность, в которой человек находит смысл жизни не для самого себя, но, в конечном счёте, для всего сущего, малой частью которого он является.

В этом глубинном потоке есть два уровня – самый поверхностный формирует и привязывает человека к материальному проявленному миру, к его ценностям. Этот поверхностный уровень может осознаваться, как частное проявление всеобщего потока эволюции мироздания.

Тогда, воспитатели должны подсоединить своего воспитанника к этому потоку. Но они могут это сделать только в том случае, когда сами подсоединены к нему. Но примем ситуацию такой, какова она есть, и будем делать всё, что от нас зависит, чтобы присоединить своего ребёнка к потоку знаний.

Хорошо известно, что первое, что увидит родившееся существо, воспринимается им как его мать. И утята бегут за курицей, а цыплята за футбольным мячом, а детёныш обезьяны прижимается в случае опасности к овчинному полушубку и т. п. Таким образом, все, что происходит в самом раннем возрасте родившегося существа, оставляет в его подсознании наиболее глубокий след, или, как говорят дианетики – инграмму. следовательно, если ребёнка начинать обучать чтению в наиболее раннем возрасте, то это проложит путь к наиболее глубоким подсознательным областям его существа. При этом одним из решающих значений имеет намеренная со стороны родителей изоляция его от всего, что может отвлекать его внимание от процесса обучения его чтению. Разумеется, эта изоляция не должна быть абсолютной, так как внутреннее стремление ребёнка к познанию мира должно удовлетворяться в достаточной степени. Но преобладать в этом процессе должно то направление, которое родители считают основным. Не напрасно Моисей сорок лет водил евреев по пустыне, хотя до обещанных Яхве земель было всего несколько дней пути. Моисею жрецами Египта была поручена очень важная работа по формированию народа, который воплотит в себе стремления и надежды жрецов – власти над всем миром. И Моисей создал такой народ, изолировав их в пустыне. Имеет смысл и еврейское гетто, как изоляция от нежелательных влияний внешнего чуждого для них мира. Но такая изоляция не должна быть полной, как это было в случае с Моисеем, потому что народ среди которого находились эти гетто, был полем деятельности евреев. Но на это поле они выходили, неся в себе идеи своих древних предков. Таким образом, пустыня – это не пустота, не отсутствие чего-либо – это отсутствие отвлекающих значимостей. Можно добавить к этому, что те значимости, которые отвлекают человека и даже могут стать значительными для него, должны быть уменьшены и даже из положительных принять отрицательное значение. Именно этому служат многие идеи Талмуда, что в значительной мере способствует не только сплочению иудеев, но и сохранению первоначальной идеи египетских жрецов, ради которой Моисей сорок лет водил еврейский народ по пустыне.

Но это только пример, показывающий необходимость своеобразной изоляции человека от второстепенных значимостей и усиления той значимости, которая должна раскрыться в человеке в полной мере.

При обучении чтению или счёту наших детей мы так же должны создавать вокруг учащихся своеобразную пустыню значимостей. Т. е. чтение и счёт должны стать самыми главными, самыми важным, самыми значимыми. Всё остальное тоже присутствует, но он менее значимо, оно только фон, на котором происходит обучение или воспитание ученика. И чем большую значимость для человека имеют те или другие ценности внешнего мира или внутреннего опыта, тем глубже они проникают в человеческое подсознание и даже несознание, чтобы однажды соприкоснуться с глубинным потоком знания. И тогда чтение будет приносить радость – заметьте, не удовольствие, а радость. Удовольствие человек будет получать только в том случае, если он прикоснулся к той поверхностной части глубинного потока знаний, которая связана с ценностями и значимостями этого материального мира.

 

Опубликовано