Каждый план реальности имеет свою гамму вибраций, и каждое существо на этих планах имеет те вибрации, которые соответствуют плану бытия, на которых это существо обитает. Планы низшей сферы мы можем назвать планами сознания, так как каждый из планов имеет свой уровень сознания, и тогда все миры низшей сферы могут быть представлены в виде спектра планов сознания.
Человек – универсальное существо, и через свои чакры объединён со всеми планами реальности низшей сферы. В отличие от человека, другие виды живых существ, обитающих на Земле, соединены через свои чакры с одним или двумя планами сознания. Следовательно, миры низшей сферы или планы сознания, не только содержат в себе определенные формы жизни, но через множество каналов, каждый из которых можно сравнить с пуповиной, связываются с определенными формами жизни на Земле. По уровню вибраций эти формы жизни соответствуют тем планам, с которыми они связаны своими чакрами. Таким образом, человек, обитающий на материальном плане Земли, связан со многими формами жизни, средой обитания которых является Земля, хотя сами они не принадлежат Земле, и в то же время через свои чакры человек связан непосредственно с атмосферой этих миров. Можно сказать, что матерью животного и растительного мира являются планы реальности низшей сферы миров, а Земля является сосредоточением и целью этих миров.
Если все формы жизни на Земле ей не принадлежат, и матерью их являются миры низшей сферы, то кому принадлежит человек? Всем мира низшей сферы одновременно? Человек – потенциально космическое существо, и имеет чакры, связывающие его не только планами низшей сферы, но и с мирами ниже Муладхара-чакры и чакры, располагающимися выше Сахасрары, находящимся в латентном состоянии, и которые могут быть открыты только при последовательном восхождения сознания.
Для того, чтобы это стало возможным, необходимо, чтобы внутренняя истинная часть человеческого существа проявила себя так, чтобы человек осознал её. Внимание человека может быть направлено только на то, что человеку известно или на то, что проявило себя как состояние, идея, желание и т. д. Всё, что не проявлено недоступно человеческому вниманию. Таким образом, в духовной работе первым навстречу человеку должен сделать свой шаг Бог. Он должен заманить человека на внутренний путь. И если человек осознал в себе голос совести или сострадание или же в его груди поднялось состояние ананды, то это Бог заманивает человека на путь, ведущий к нему. Это и есть зов Бога, и человек, однажды осознавший этот зов, должен следовать ему, не откладывая свои решения на более поздние времена.
Основным инструментом на пути к Божественному, является осознанное, управляемое внимание человека. Внимание, направленное на какое-либо состояние, переживаемое человеком, делает ясным для осознания основную, центральную часть этого состояния. Во всех других направлениях эта ясность осознания убывает, и на каком-то расстоянии от центра восприятия этого состояния, проявления его становятся настолько слабыми, что осознание становится невозможным.
На внутреннем пути есть только одно вертикальное направление, которым следует духовный искатель. Поэтому, осознав состояние ананды, совести или сострадания, человек смещает своё восприятие вверх и останавливается в этой новой позиции на некоторое время, чтобы вполне ясно различать те влияния, которые прежде были на периферии. Состояние ананды, совести и сострадания имеют один и тот же источник – наше истинное «Я», поэтому, осознавая вначале состояние сострадания, мы можем в дальнейшем, продолжая концентрироваться на нём, осознавать чувство ананды или любви.
Каждый раз, осознавая какое-либо высокое состояние, мы будем ясно осознавать то, что находится в центре нашего восприятия, и менее ясно – его периферию. Мы помним, что в духовной практике периферией является то, что находится выше точки фиксации нашего внимания. И если мы сместимся на верхнюю периферию поля нашего восприятия от его центра, где восприятие становится слабо осознаваемым, и удержим наше внимание некоторое время неподвижным, то этим самым усилим наше восприятие и то, что прежде было слабо осознаваемым, будет восприниматься отчётливо, как это было прежде в центре восприятия. Но теперь мы сформировали новый центр, на периферии прежнего поля восприятия, и у нас появилось новое поле восприятия, несколько сдвинутое вверх. И в этом поле так же есть периферия, куда мы можем переместить наше внимание, этим самым, поднявшись ещё на одну ступеньку вверх по планам сознания. Поднимаясь по планам сознания, мы раскрываем в строгой последовательности те возможности, которые прежде были закрыты. И нет способов, при помощи которых можно было бы перешагивать через ступеньку. Только полученный предыдущий опыт, открывает нам двери для получения опыта последующего.