Человеческое эго можно назвать тенью истинного «Я». И если истинное «Я» является проводником человека на духовном пути, ведущем к абсолютной Божественной истине, воплощённой в супраментальной реальности, то внешнее «я» человека, или его эго, является проводником его во внешнем проявленном мире с его ценностями. Когда Иисус Христос сказал, что царство Божие внутри нас, то он имел в виду истинную часть внутри нас – наше истинное «Я» и Центральное существо. Когда же дьявол, искушая Иисуса Христа сказал, что ему дана власть над этим миром, то этой властью он может пользоваться только через человеческое эго. Поэтому, на внутреннем пути эго следует рассматривать, как резидента дьявола, управляющего человеком, и являющегося проводником его идей в этом мире.
Но у Бога ничего не бывает случайным и всему есть своё предназначение. Если бы эго полностью и окончательно разворачивало человека к ценностям внешнего мира, то положение его было бы совершенно безнадежным, и он никогда бы не избрал для себя духовный путь. И тогда, человеческая цивилизация быстро бы пришла к полному упадку, и на земле воцарилось бы грубое общечеловеческое рабовладение.
Дело в том, что в этом проявленном мире действуют две силы. Одна из них стремится всё разделить и использовать разделённое человечество как толерантных рабов-манкуртов. Другая сила стремится реализовать себя в единении. И если первая сила опирается на эго и человеческий ум, то вторая сила – на истинное сердце человека. И в зависимости от того, на что опирается человек в этом проявленном мире, такова и будет его судьба. Но тогда возникает вопрос: для чего Бог создал такой странный мир, в котором одни должны всю свою жизнь посвящать или приумножению богатства, или выживанию, а другие – использовать этот мир как школу на пути совершенствования своего сознания. Не кажутся ли такие обстоятельства жестокими по отношению к тем, которые, оставаясь в неведении, возделывают и приумножают поле материальных ценностей?
Мать, соратница Шри Ауробиндо однажды сказала, что Бог не моралист. Но тогда значимость людей, создающих обстоятельства, в которых возможна духовная работа, не менее важна, чем тех, которые эту, духовную работу делают! Действительно, не менее важна, более того, в своей следующей жизни они, возможно, будут теми, которые этот мир будут использовать как школу на путях совершенствования своего сознания. Но и это ещё не раскрывает всей истины, происходящего на Земле. Дело в том, что человек – это существо, в котором созревает, накапливая опыт, Божественный дух, и в зависимости от стадии его созревания, человек в этом мире материальных ценностей может занимать то или иное социальное положение. Если привязанности человека к материальным ценностям ещё очень велики, то это свидетельствует, что божественная искра в нём ещё слишком мала, а дух ещё не имеет нужного опыта, чтобы взять в свои руки всю человеческую жизнь. Тогда, на этой стадии развития, человек будет полностью во власти своего эго и его наибольшими ценностями в этом мире будут власть и богатства. Но, по мере созревания в нём божественного духа – его истинного «Я», интересы человека будут всё больше соответствовать высшему Божественному предназначению. И тогда все ценности этого мира потеряют для него свою значимость. И однажды придёт время, когда исчезнет в человеке двойственность его природы, и он полностью посвятит свою жизнь служению Божественному.