Современная квантовая физика нашла, что одна и та же частица может существовать одновременно во многих местах. Причём они могут быть друг от друга на сколь угодном удалении. И далее, утверждают они, это присуще и атомам, и даже молекулам. Это одна из причин неопределенности положения электрона на орбите, и это одна из причин утверждения, что наша вселенная многомерна. Например, говорит один из физиков, в нашей реальности я беру талон для автостоянки, а в другом измерении у меня машины нет, потому что её украли, а в третьем и других измерениях могут быть ещё какие-то варианты. Кстати, Шри Ауробиндо, не будучи квантовым физиком, на основании своего духовного опыта утверждал, что человек живёт одновременно во многих мирах.
Современная наука вплотную подошла к Божественному присутствию во всех проявлениях материального мира. Утверждая, что вселенная построена по голографическому принципу, учёные пришли к мысли, что она множественна и в ней постоянно возникают и исчезают вселенные. Отсюда нашу вселенную иногда называют Мультивселенной. Для живой вселенной, построенной по голографическому принципу, возникновение и умирание вселенных – это естественный процесс в её существовании. В каждой её точке отражается вся вселенная, поэтому каждое живое существо, или организм – это копии живой Вселенной. Но все эти копии не равноценны друг другу, потому что принадлежат различным частям спектра вселенной. Поэтому одни существа созвучны наиболее низким её частотам, более близким к плотной материи, другие к более высоким её частям. Но в каждом организме отражена вся Вселенная, хотя и в разных её пропорциях. В связи с этим понятно, почему люди не в одинаковой степени стремятся к овладению материальными ценностями и властью в этом мире. Для одних из них идеи потребительства являются целью их жизни, неважно, миллиардер ли это или же малоимущий, важна их психология, для других – «не в деньгах счастье». И если в неживых объектах часть спектра вселенной, присущая им, остаётся неизменной, то живые объекты способны эволюционировать и увеличивать свою светимость.
Каждый человек – это вселенная со всеми её тёмными и светлыми частями спектра. Но в этом спектре человек занимает своё определенное место и, поэтому, у различных людей не одинакова светимость сознания, поэтому, два человека и более, никогда не будут полностью созвучны друг другу. Обязательно, один из них будет иметь, пусть даже в небольшой степени, более высокое, или более низкое звучание. Определенное человеческое сообщество, например, какая-либо нация, может являться частью более великой разумной сущности, которую можно назвать эгрегором или просто великой сущностью. А однотипные сущности могут, как составные части, входить в ещё более великую космическую сущность. Поэтому, чеченцы и ингуши могут входить в более великую сущность, имеющую определенные характеристики. Эту сущность они могли бы назвать, если бы захотели, своим богом, который избрал их. Евреи всего мира так же имеют более великую сущность, избранным народом которой они являются. Русские так же имеют свою великую сущность и т. д. Все эти великие сущности, как части мирового спектра жизни могут входить в ещё более великую космическую сущности и это может быть продолжено почти до бесконечности – до вершины пирамиды жизни Мультивселенной. Все эти формы жизни являются реальными вселенными, самосознание которых выражено не в одинаковой степени. И мы можем отнести к вселенным не только человека, человеческого эгрегора, но и муравейник, термитник, пчелиную семью или семью ос и т. п.
Но всё это – только малая часть нашего Мультиверсума, так как существуют вселенные в других диапазонах частот, не характерных для нашего проявленного мира. И в каждой из этих вселенных повторяется реальность нашей проявленной вселенной с солнечной системой и Землей земными обитателями на ней. Но эти вселенные в какой-то степени отличаются от нашей, потому что они существуют в другом диапазоне частот. некоторые из них в более светлом диапазоне, другие в более тёмном, по сравнению с нашим миром. Да и формы жизни в этих мирах отличаются от тех, которые существуют на Земле. В более высоких светлых мирах человекоподобные существа могут быть с белыми крыльями, а в более низких и тёмных – с рогами, копытами и, возможно, с хвостами. И если первых в религиях называют ангелами, то вторых – бесами.
Итак, вселенная построена по голографическому принципу и современные исследования показывают, что все реальности её – это только голограммы. И в то же время структура этих реальностей и отношения их между собой осуществляются по фрактальному принципу т. е. принципу подобия.
Человек одновременно живёт во многих параллельных мирах, говорил Шри Ауробиндо, и то же самое утверждают современные физики, исследующие квантовый уровень реальности. И что же, каждый человек, живущий на многих планах реальности, совершенно самостоятелен на этих планах, или как-то соединён с нами, обитающими в привычном для нас мире? Конечно, соединён, но только на уровне чакр. И не только соединён, но на уровне подсознания, или даже несознания взаимодействует с нами, передавая нам свой опыт. И в то же время, в зависимости от состояния нашего сознания, и нашего отношения к окружающим нас обстоятельствам, мы притягиваем условия, в котором находится один из наших дублей. Когда мы стоим перед возможностью осознанного выбора, который всегда имеет много векторов, то все наши дубли участвуют в этом. И если мы на Земле выбрали одно из многих направлений, часто даже не осознавая этого, то наши двойники выбирают все остальные направления. И тогда можно сказать, что человек одновременно идёт многими путями своей судьбы, к одной общей цели.
Человеческую жизнь можно сравнить с деревом, имеющим множество ветвей, каждая из которых является проекцией какого-либо плана реальности. И человек получает одновременно опыт на многих планах, условия бытия на которых сходны, но не идентичны. Благодаря этому, одновременно прорабатываются многие возможности, и психическое существо, связывающее все человеческие копии, получает их суммарный опыт. Когда однажды Мать сказала, что человек должен объединить под покровом своего сознания все грани своей личности, то она имела в виду необходимость осознания духовным искателем всех частей ствоего существа – всех тонких тел, которые являются различными нашими частями. (Прим. ред.: Здесь к тонким телам следует относить не только обобщённое витальное и ментальное тело, но и все их частные проекции, проявляющиеся в различных социальных и психофизиологических аспектах, и по сути, представляющие собой различные стороны личности человека.)