Воля – это сила, которая является инструментом сознания и дана человеку для управления его вниманием. Кажется, звучит парадоксально, так как во внешнем мире множество проблем, решение которых так же требуют усилий воли. Но, если мы исследуем процесс решения этих проблем, то для нас станет очевидным, что весь этот процесс содержит в себе отрезки внимания, каждый из которых необходим на определенном этапе работы.
Существует три основных уровня внимания: поверхностное внимание, которое сканирует внешнюю реальность, на основе которой создаётся внутренняя модель внешнего мира, без чего невозможно узнавание и ориентация в окружающей человека реальности. Кроме того, что внешние объекты привлекают к себе внимание человека, направление внимания во многом зависит от его интересов. Более глубокий уровень внимания, сформирован намерением, в основе которого лежит какой-либо интерес. Этот уровень внимания может быть частью мировоззрения человека, и иметь определенную направленность, и может быть непроизвольным и не иметь определенного направления, и находиться во власти стихий всевозможных значимостей материального мира. В этом случае внимание человека в основе своей не имеет заранее сформированного намерения, и человеку нет необходимости сознательно удерживать его на каких-либо внешних объектах, так как его вниманием управляет окружающая внешняя реальность.
Второй уровень внимания, содержащий в себе интересы человека, находится под постоянным влиянием внешнего мира, в котором эти интересы могут быть реализованы, и в то же время некоторой своей частью он лежит в подсознательном человека. Именно в этой части подсознательного и даже несознательного находится поток внимания, направленный на выживание человека на Земле. И в этом же потоке внимания содержится программа смысла человеческой жизни, вложенная в него природой. Таким образом, три уровня внимания от самого поверхностного до глубинного, несущего в себе предназначение человека на Земле, полностью соответствуют трём уровням мировоззрения человека и трём уровням воли, без энергии которой ни мировоззрение, ни внимание существовать не могут.
Воля человека только тогда проявляет себя, когда ею управляет осознанное намерение. Но волей могут управлять и желания, и какие-либо эмоциональные состояния. В действительности, энергия воли присутствует во всём сущем на Земле и во Вселенной, потому что воля – это проявление энергии сознания, которое присутствует во всём. В неживых объектах энергия воли проявляется в объединяющих их связях, в живых – эта же самая энергия сознания является структурной частью намерения и через внимание связывает человека с теми объектами, с которыми он осознанно взаимодействует.
Таким образом, вселенная – это бесконечный океан энергии, которая проявляет себя и в вихрях электронов и вихрях частиц, из которых состоят ядра атомов и субатомных структур. Одной из важных особенностей этой энергии является то, что ей присуще сознание. В живых объектах энергия сознания называется волей и может быть намеренно использована для концентрации внимания и усилий человека в избранном им направлении. Человек, будучи сознательным существом способен накапливать энергию воли и делать её более эффективной в нужных для него направлениях.
Накопление воли основано на принципах осознанного сопротивления человека двум силам – первая из них – это внешние соблазны. Вторая – осознанное или неосознанное нежелание делать то, что необходимо. В некоторых случаях это проявляется в своеобразном забывании делать то, что требует определенных затрат усилий, но чаще вторая сила проявляется в прямом нежелании что-либо делать, и это нежелание легко осознать, так как он не прикрыто маской забывчивости. В тех случаях, когда человек поддаётся внешним соблазнам и внутреннему нежеланию делать то, что необходимо, например, выполнять свой долг, это приводит к ослаблению воли человека и постепенному разрушению внутренней структуры мировоззрения человека и его личности. Такого рода разрушение мировоззрения подобно нисхождению по ступеням примитивизации. Когда оно, не поддерживается на определенном уровне, то спускается на более низкий уровень, если же и на том уровне мировоззрению не удаётся сохраниться, то оно опускается на следующую ещё более низкую ступень.
То же самое мы можем говорить о внимании, когда мы позволяем ему отвлекаться на мелочи внешнего мира или же мелочи нашего существа, к которым можно отнести всевозможные желания и стремления, в результате реализации которых мы становимся «такими как все», то наше внимание становится неустойчивым, а мы мелкими и легко внушаемыми. В таких случаях не наше собственное намерение будет определять наши интересы и нашу судьбу, а внешние соблазны, которые в конечном счёте превратят нас в жалких и ничтожных потребителей.