Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВОЛЯ, ЗНАНИЯ, ОСОЗНАНИЕ И ВЫБОР

--

Рассматривая мировоззрение и внимание, мы определили, что их отделить друг от друга невозможно, потому что мировоззрение человека может реализовать себя в этом мире только через внимание. И, кажется, что грани человеческой деятельности этим достаточно определены, по крайней мере, многое в его активности становится понятным. Но есть ещё и другие грани человеческой личности и его деятельности, без которых человеческая личность не может быть целостной. Например, какое место в мировоззрении человека занимает его воля, знания, к которым он стремится, и какие причины лежат в основе осознанного выбора направления активности человека?

Внимание человека без необходимого волевого усилия не может быть устойчивым, а деятельность его завершенной. Направление внимания и деятельности живых существ определяет или их инстинкт, или воля. Человек в значительной своей части ещё находится на животном уровне, поэтому его внимание так же часто находится под влиянием влечений или же под влиянием внешнего мира. Действительно, многие врождённые ориентировочные рефлексы животных, проявляющие себя в том, что они обращают внимание на всё новое, происходящее вокруг них, присущи так же и человеку. Хорошим примером этому может быть телевидение. Особенностью ориентировочных рефлексов является то, что животное в них пассивно и ему не требуется прилагать каких-либо волевых усилий, чтобы удерживать своё внимание на чем-то внезапном или новом. В таких ситуациях внешние обстоятельства руководят вниманием животного. То же самое происходит и с человеком, например, тогда, когда он смотрит какие-то телевизионные передачи. Его внимание при этом пассивно, потому что им управляют влияния, идущие с экрана телевизора.

Воля человека проявляет себя там, где следует реализовать принятое решение, или же для удержания внимания на том, что не представляет особого интереса. Например, человек смотрит по телевидению какой-то фильм, сюжет которого ему интересен, но он в период просмотра должен осознавать какие-то психологические элементы. В этом случае будет проявляться его воля, во-первых, для того, чтобы не быть захваченным сюжетом этого фильма, и, во-вторых, чтобы отбирать из сюжета только то, что ему необходимо. И вообще, когда человек стремиться понять смысл чего-либо, то в этом всегда будет участвовать его воля. Или ещё пример, в котором человек последовательно, не отвлекаясь, реализует своё намерение – это так же без усилия воли сделать невозможно. Но сама по себе воля слепа. Позади неё обязательно должны быть знания, без которых воля – только упрямство. И тогда мы получаем такую последовательность: смысл, цель, знания, намерение, воля, внимание, деятельность, контроль.

В процессе деятельности всегда возникают моменты, когда требуется делать выбор направления активности. Здесь так же требуется участие осознания и воли. И чем большим будет поле осознанности, тем более правильным будет выбор. Например, встретились два человека. Пусть одним из них будет девушка. Молодой человек смотрит телевизионные новости и даже намеревается досмотреть их до конца. Разговора между ними не получается. Обиженная девушка встаёт и демонстративно уходит. Не понимая реакции девушки, молодой человек оставляет свой телевизор и следует за ней, чтобы спросить, что произошло? Девушка уходит домой. Из этого краткого примера видно, что поле осознания молодым человеком было очень узким, и он не смог, поэтому, в нужное время сделать правильный выбор.

Человек, при взаимоотношениях с реальностью этого мира должен вести себя так, как будто он в своей лодке находится в штормовом море. Он должен быть предельно внимательным, чтобы не стать бортом к волне и не быть опрокинутым.