Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НА ПУТЯХ К СМЫСЛУ ЖИЗНИ

Петр Зорин

В своих книгах: «Сказать жизни да»! и «Страдания от бессмысленности жизни» Виктор Франкль совершенно обоснованно утверждает важность знания человеком смысла жизни. Он говорит, что смысл жизни заключён во всём, с чем взаимодействует человек, но для каждого он свой. Например, какая-то деятельность содержит в себе смысл жизни для одного человека, и совсем бессмысленна для другого. Так, для самурая, который служит своему господину, является великим позором, если его господина убили, и он не сумел защитить его. Из создавшегося положения у него был только один выход – харакири. Таким образом, смыслом жизни может быть исполнение долга или защита чести, как в «Песне о купце Калашникове» Лермонтова. Но для другого человека в таком самопожертвовании может не быть ни какого смысла. Примером в этом может быть Авраам и его жена Сара, которой он пожертвовал ради собственного благополучия.

Но, изменилась ситуация, и судьба сделала человека Робинзоном, и теперь прежний смысл жизни потерял своё значение. И что же теперь этому Робинзону делать? – Искать новый смысл жизни в новой ситуации? Конечно, любая ситуация и любое событие имеют свой смысл и своё предназначение, но это не смысл жизни человека. Смысл жизни человека всегда имеет определенное направление, которое определяет выбор ценностей внешнего мира. Каждый человек, осознаёт он своё предназначение или не осознаёт, во внешнем мире предпочитает те пути и тот способ взаимодействия с реальностью мира, которые созвучны его предназначению или внутреннему смыслу жизни. Смысл всех ценностей этого мира и событий, происходящих в нём, для каждого человека свой, потому что каждый человек имеет своё предназначение в жизни, только не каждый осознаёт его.

Предназначение человека или смысл его собственной жизни имеет три уровня, каждый из которых в определенной степени самостоятелен, и у различных людей проявляет себя изначально не одинаково интенсивно. И, кроме того, каждый уровень может развиваться, но это происходит тогда, когда внешняя или внутренняя активность человека созвучна этому уровню.

Самый глубокий уровень смысла жизни – это восходящий поток Божественного намерения, формирующего эволюцию всего сущего на Земле. В человеке этот поток определяет его духовное предназначение. У различных людей и даже у народов он не одинаковой интенсивности. У некоторых он выражен настолько слабо, что никак не проявляет себя в сфере интересов или во внешней деятельности. В таких случаях человек, или даже целый народ, в своём взаимодействии с внешним миром опирается на второй уровень предназначения человека, с вытекающим из него смыслом жизни.

Второй уровень полностью привязан к ценностям материального мира и взаимоотношениям с этими ценностями. Здесь под ценностями понимаются власть, материальные богатства и удовольствия и всё, что ради всего этого делается.

Третий уровень – это внешняя деятельность человека с его интересами и предпочтениями. Этот уровень в значительной мере зависит от второго уровня, но иногда в какой-то своей части может быть самостоятельным. Например, у человека могут быть какие-то увлечения, ему что-то может нравиться или не нравиться.

Значимость уровней смысла жизни или предназначения человека может расти, в зависимости от интенсивности их использования. И для некоторых людей и даже народов это может стать судьбой всей их жизни.

В книгах Виктора Франкля приводятся из американских источников примеры, в которых люди, имеющие высокий интеллект, успешные в материальном мире, тяжело переживают состояние отсутствия смысла жизни. В некоторых случаях эти переживания заканчиваются самоубийствами. Насколько важным является стремление понять смысл жизни свидетельствуют многочисленные исследования проводимые в Соединенных Штатах Америки. Так, отчёт Американского совета по образованию, составленный по результатам опроса 189733 учащихся трёхсот шестидесяти университетов в США хотели бы обрести смысл жизни 73,7% опрошенных студентов. А по данным Национального института здравоохранения США, ищущих смысл жизни равен 78%. Исследования, проведённые в Международном Университете в Сан-Диего показали, что 90% обследованных людей, страдающих хроническим алкоголизмом, явно испытывали ощущение бессмысленности жизни. А если верить ещё одному Американскому исследователю наркоманий Стэнли Криппнеру, то в основе наркоманий всегда лежит переживание бессмысленности жизни. И всему этому вторит всемирно известный психолог Роберт Джей Лифтон в своей книге «История и выживание человечества», говоря, что «Люди готовы убивать себе подобных, когда жизнь кажется им бессмысленной». Можно приводить ещё и другие примеры из всех сфер человеческой жизни, и все они будут только подтверждать огромное значение для человека смысла жизни. 

Уже одно это свидетельствует о том, что идеи материального благополучия, навязываемые человечеству сторонниками потребительского образа жизни, не могут для людей быть основными. «Не хлебом единым жив человек». А как же тогда «Хлеба и зрелищ»? – Это о тех, психология которых близка к психологии животных, правда, цивилизованных, и у которых, поэтому, глубинный уровень смысла жизни находится в зародышевом состоянии. В современном мире это могут быть вполне успешные дельцы и бизнесмены, для которых фраза: «Не хлебом единым жив человек», не имеет смысла. Конечно, под хлебом они понимают более значимые материальные ценности, власть и удовольствия.

Глубинный уровень смысла жизни начинает осознаваться человеком тогда, когда его поток достигает определенной силы и пробивается к сознанию человека через уровень значимостей, привязывающий человека к ценностям этого материального мира, и уровень поверхностных интересов и предпочтений. Это происходит тогда, когда истинный, глубинный смысл человеческого существования на земле, набирая силу, в какой-то мере трансформирует второй уровень значимостей, уменьшая его привлекательность и важность, и самый поверхностный уровень, заполненный всевозможными интересами и предпочтениями человека. И когда человек слышит этот глубинный зов, привлекающий его к осознанию истинных ценностей, ради которых он существует на Земле, тогда он испытывает состояние утраты чего-то важного, определяющего его жизнь. Человек начинает чувствовать, что есть что-то более важное, чем его внешняя деятельность в этом мире, что его цели ведут в тупики, выхода из которых нет.

Но не только потребительский уровень бытия, начинающийся от бомжей, питающимися на помойках города и заканчивающийся олигархами, миллиардерами, купающимися в роскоши, определяет бессмысленность бытия, но и отсутствие будущего. В своей работе: «Страдания от бессмысленности жизни» Виктор Франкль пишет: «В нечеловеческих условиях способен выжить лишь тот, кто устремлён в будущее». И, далее он пишет: «В поисках смысла человек руководствуется совестью…». Человек, руководствующийся совестью, во внешнем мире обязательно будет искать, требовать и стремиться к справедливости. И если этой справедливости нет в настоящем, и она не ожидается в будущем, то для человека, или даже для целого народа, опирающегося в своей жизни на совесть, исчезает будущее, вместо которого перед ним открывается опасная неопределенность. Жизнь – это всегда путь в будущее, и если впереди нет цели, ради которой существует этот путь, то исчезает и сам смысл этого пути. И тогда теряет свой смысл и настоящее, потому что оно оправдано только тогда, когда есть будущее. И тогда, зачем жить, рожать детей, зачем работать, придерживаться какой-то морали. Тогда допустимо всё, что прежде считалось невозможным, неприемлемым, недопустимым. И мы получаем современную вымирающую Россию, народ которой не видит будущего. В такой ситуации смысл жизни осознают только те, у которых глубинный его поток стал опорой их жизни и всё, что происходит в мире, всё, с чем взаимодействует они, является только элементами глубинного смысла их жизни.                                                                             

Опубликовано