Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ВНИМАНИЕ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Петр Зорин

Многие трудности, возникающие у духовных искателей на внутреннем пути, связаны с тем, что они пытаются использовать в духовной работе принципы внешнего внимания. Рассмотрим подробнее структуру внимания, его уровни и значение каждого из них.

Само по себе внимание – это проявление силы, связывающей все части реальности мира в одно целое. Нет ни одного объекта Вселенной, который был бы изолированным от всех остальных её частей. Но, так как во Вселенной есть живые и не живые объекты, то и внимание их не может быть одинаковым. Конечно, можно сомневаться в том, что неживые объекты связаны друг с другом вниманием, но на этом уровне внимание имеет совершенно другие характеристики и может нами восприниматься, как гравитация, магнетизм, поля сильных и слабых взаимодействий на субатомном уровне, торсионные поля. Какой вид энергии является носителем внимания живых объектов можно только предполагать. Возможно, это модифицированные торсионные поля, или какие-либо другие поля, ещё неизвестные человеку. В настоящее время известны биологические поля, хотя их энергетическая природа ещё пока не изучена. Но это для внутренней работы не так важно. Для нас имеют значение динамические свойства внимания человека.

На осознанном уровне внимание человека всегда имеет определенную направленность и содержит в себе один из вариантов вопроса: «что такое»? и оно всегда избирательно, в отличие от энергии, связывающей неживые объекты. Но есть и глубинные уровни внимания, которые человек осознаёт очень редко, чаще всего в стрессовых ситуациях. Самым глубоким уровнем направленного внимания является внимание жизни, которое ориентирует всё живое на земле в направлении выживания. Этот уровень внимания можно сравнить с потоком, который поддерживает направление и усилие жизни и гармонизирует все функции человеческого существа в направлении выживания. Именно этот уровень является опорой смысла жизни и мировоззрения человека. Каждый народ Земли имеет своё направление глубинного потока внимания, определяющего и его способ выживания в этом мире и его мировоззрение. Поэтому, межнациональные и тем более межрасовые браки – это всегда глубинный нейропсихологический конфликт, который может обернуться трагедией для потомства таких смешанных браков. Возьмём такой пример: папа китаец, а мама принадлежит к белой расе. Кто будет их сын или дочь? К какому народу, и к какой культуре они будут принадлежать? И это не только на внешнем социально-психологическом уровне, но и на глубинном. Что будет ближе его душе – Китай или Германия? С кем он будет чувствовать своё единство по духу, с немцем или с китайцем? И совсем не важно, какая национальность будет отмечена в его документах. Но вернёмся к единству внимания и мировоззрения человека.

И так, мы не можем отделить внимание от мировоззрения потому, что основой мировоззрения является первичный глубинный поток внимания. В этом глубинном потоке внимания жизни есть поверхностный слой, формирующийся под влиянием наследственности, передаваемой по материнской линии. Исследования генетиков показывают, что по мужской линии наследуются признаки, связанные с изменчивостью, вызванной внешними обстоятельствами и приобретённым жизненным опытом. В то же время, по материнской линии наследуются архетипические особенности нации или народа, к которому относится женщина-мать. Это является причиной, почему у евреев национальность детей определяется по матери. Хотя такое наследование происходит не только у евреев, но у всех народов, но патриархат настаивает на определении наследования по отцовской линии. Так как по мужской линии наследуются признаки, связанные с изменчивостью, вызванной жизненным опытом, то становится понятным, почему в семидесяти процентах случаев гениальность проявляется у людей, отцы которых были в «возрасте мудрости», который у мужчин, в среднем, наступает после тридцати шести лет. И в то же время, гениальность детей никак не связана с возрастом матери, и это тоже понятно, так как мать передаёт своим детям архетипические особенности своей нации, а не свой приобретенный жизненный опыт.

Выше глубинного потока внимания находится уровень идей, которые определяют значимости этого мира. Эти идеи окрашивают все объекты этого мира и их взаимоотношения между собой, в привлекательные, отталкивающие или же нейтральные тона значимости. Этот уровень определяет направление, в котором находится цель человека и способы, при помощи которых эта цель может быть достигнута, а так же определяет качество отношений человека к окружающей его реальности мира. В связи с этим, современные воспитатели человечества направляют все свои средства и силы на формирование именно этого уровня, – идей и значимости, – и для этого используют все СМИ, всю правовую систему и средства жизнеобеспечения людей. Этот уровень внимания может быть человеком осознан по косвенным признакам, к которым относятся влечения, стремления, желания и предпочтения. Уровень идей и значимостей интересен тем, что влияет не только на глубинный уровень внимания, трансформируя его, но и на внимание поверхностное или внешнее, на уровне которого происходит реализация мировоззрения человека.

Затем идёт уровень различных внутренних состояний, которые человек может непосредственно осознавать и даже трансформировать их. К ним относятся страх, ненависть, неуверенность, чувство тоски, состояние безысходности и др. К этому же уровню относятся различные эмоции – гнев, радость, любовь, сострадание, зависть, ревность и т. д.

Есть две причины, вызывающие эти состояния. Первая из них – внешняя, связанная со всевозможными внешними событиями, так или иначе воздействующими на эго, которое в свою очередь открывает каналы, связывающие человека с различными планами реальности, вибрации которых человек воспринимает как различные эмоциональные состояния. Это одна из причин, побуждающая духовного искателя работать со своим эго, с целью преодоления его. Но состояния, стремления и предпочтения могут возникать, и не зависимо от внешней ситуации. В таких случаях причиной являются генетические особенности человека, возможно, наследственного характера, при которых отдельный человек или даже целый народ могут быть открыты какому-либо плану реальности и зависимы от него.

Затем идёт внешнее внимание, направленное на объекты этого мира, в которых реализованы все проявления второго уровня внимания и мировоззрения. Ниже рассмотрим особенности осознанного и неосознанного внешнего и внутреннего восприятия реальности.

Как внешнее, так и внутреннее внимание может быть активным и пассивным. В пассивном состоянии, человек полностью находится под влиянием того, что привлекает к себе его внимание. На внешнем плане – это может быть какое-то событие, объекты вожделения, или же влияния СМИ. Обычно это похоже на атаку, в которой человек оказывается незащищённым и безоружным. И неважно, где человек может быть атакован – или на диване перед телевизором, или в супермаркете, или же на улице. Внешний мир тысячами присосок впился в человека, и не отпускает его ни на секунду.

Реальность современного мира в фокусе своего внимания держит каждого человека и ведёт его в том направлении, которое желаемо для тех, что живут идеями выгоды, и власти над миром. Люди к этому уже привыкли, им даже удобно, что большинство жизненно важных вопросов за них решает кто-то другой, который сидит наверху человеческой пирамиды, и которому сверху виднее, что необходимо людям, и «что такое хорошо, и что такое плохо».

Активное внимание не подчинено внешним влияниям, так как человек при этом берет из внешнего мира, только то, что ему необходимо. Рассматривая события, происходящие в мире, или же глядя на экран телевизора, он всегда стремится понять смысл происходящего и его цели. он как бы находится одновременно и на позициях режиссёра и того, кто писал сценарий этого фильма, и того, кто определял его смысл. При этом человек оказывается полностью защищенным от скрытого влияния, заложенного в сюжет этого фильма.

Внешнее внимание непрерывно сканирует объекты внешнего мира, перескакивая от одной части объекта к другой, этим самым создавая своеобразную мозаичную картину, воспринимаемой реальности.

Внутреннее внимание, в отличие от внешнего – неподвижно, его можно сравнить со слухом, когда человек вслушивается в пространство, в котором должен появиться негромкий звук. Нельзя пропустить начало этого звука, особенно, если вокруг стоит шум. Но человек погружаясь вглубь своего существа, не вслушивается, а всматривается. Он не фокусирует своё зрение и своё внимание, как это происходит при внешнем сканировании реальности мира, а расфокусирует его, и удерживает его неподвижным, он как бы смотрит и слушает во все стороны одновременно, он ждёт и он знает чего он ждёт. При этом, он не позволяет чему бы то ни было отвлекать его. Если же что-то отвлекло его, то он в то же мгновение отворачивается от этого и снова неподвижным вниманием ждёт внутри себя. Например, человек находится в состоянии медитации, целью которой является осознать своё «Я» и если будет на то Божественная милость, то и приблизиться к нему. Наше истинное «Я» является источником покоя и ананды. На внутреннем пути, для того, чтобы достичь чего-то, необходимо уподобиться ему. Другими словами, стать максимально спокойным, неподвижным свидетелем или наблюдателем внутри себя. В первой её фазе – концентрации, человек должен осознанно удерживать своё внимание в области своего сердца, и быть максимально неподвижным, и когда вибрации сознания человека станут созвучными вибрациям истинного «Я», медитирующему откроется внутреннее пространство, в котором пребывает Психическое существо или истинное «Я». С этого момента концентрация перешла в медитацию. К источнику света, покоя, ананды или Божественной любви нельзя приблизиться внешними привычными для человека способами. К нему можно приблизиться, только став ещё более неподвижным. Любая попытка использовать внешний принцип сканирования вниманием в период медитации, мгновенно приведёт к её прекращению. И всю работу придётся начинать сначала.

А теперь следует остановиться на основных принципах формирования мировоззрения. Как мы уже говорили выше, второй уровень внимания (и, соответственно, мировоззрения) является носителем идей, определяющих значимость всего сущего на Земле и даже за её пределами. У человека этот уровень формируется в период от зачатия и до рождения, а затем, в течение всей жизни. В формировании этого уровня принимают участие не только средства массовой информации, но и всё, что человек видит и слышит вокруг себя. Если при этом сознание человека остаётся пассивным, то внешний мир будет формировать человека так, как это нужно тем, кто владеет СМИ. Но если человек всё, что он видит и слышит, всё, в чем он может участвовать или уже участвует, будет пытаться осмыслить и понять, в каком направлении пытаются изменить его мировоззрение, понять, для чего всё это делается и кому это выгодно, то его мировоззрение не будет деформировано теми влияниями, которые обрушиваются на него постоянно. Следует ко всему подходить с этих позиций, начиная с раннего детства и заканчивая пределом своей жизни. Конечно, в детстве – это должны делать за него родители. Они должны обсуждать с ним всё просмотренное и прочитанное, всё, что происходит на улице, чему свидетелем был их ребёнок. И это приведёт к тому, что у человека уже с раннего детства сформируется свой индивидуальный критический способ восприятия реальности мира.

Но так как мировоззрение это направленный поток взаимодействия человека с реальностью этого мира, то было бы правильным, если бы направление этого потока осознанно формировалось изначально. Но никогда не поздно изменить направление этого внутреннего потока мировоззрения. И этому вокруг нас множество примеров – за короткое время средства массовой информации в значительной мере изменили мировоззрение людей целой планеты. Совсем недавно мужеложество и лесбиянство не только осуждалось, но и подлежало наказанию в соответствии с определенной статьей закона. В настоящее время на это смотрят как на обычное дело. В интернете промелькнуло сообщение, что Американские и Канадские психологи пытаются узаконить педофилию, и если это произойдёт, то некоторое время спустя во всём мире на это будут смотреть как на один из вариантов нормы сексуальных отношений. Другими словами, «Капля камень точит». Есть же такое выражение: «Стерпится – слюбится» – человек может и не заметить, что его мировоззрение в корне изменилось и что он теперь уже не тот, каким был прежде.

Опубликовано