Чем меньше любовь сосредоточивается на телесном естестве человека, тем глубже она проникает в его духовную суть. …
Виктор Франкл: «Сказать жизни ДА»
Полностью подняться на следующую ступень лестницы возможно только тогда, когда вы уберёте ногу со ступени предыдущей. Иисус Христос однажды сказал, что нельзя одновременно служить Богу и Мамоне.
На духовном пути невозможны компромиссы. Каждый шаг, сделанный духовным искателем, должен быть полностью завершён. Ничего нельзя оставлять назавтра, напотом, потому что незавершённость будет для вас якорем. Существуют всего два полюса притяжения человека. Один из них влечёт человека к ценностям этого мира, и если человек не знает причин этого влечения, то остаётся прикованным к ценностям и идеям этого мира. второй полюс – это Божественный, телом которого является Абсолют. И так же как между Землей и Луной существует зона, в которой уравновешивается притяжение обеих планет, так же и между земным и небесным существует зона перехода, когда притяжения земного и Божественного уравновешиваются.
Человек привязан множеством зависимостей к ценностям земного мира. Даже тогда, когда человек считает, что он хозяин ситуации, когда он осознаёт себя владельцем богатств и осознаёт, что он властен над людьми – он, тем не менее, зависим от всего этого. И в этом легко убедиться, стоит только лишить его всего этого. Вспомним сказку Салтыкова-Щедрина – «Как мужик двух генералов прокормил». Будет правильным, если мы скажем, что чем в большей степени человек чувствует себя хозяином положения, тем в большей степени в нём выражена зависимость. Кем себя человек осознаёт – рабом или господином – это только иллюзия, потому что оба статуса свидетельствуют о зависимости человека, только раб осознаёт это, а господин – не осознаёт. Следовательно, зависимость связана не с социальным статусом человека, а с удовлетворением его определенных интересов, которые в свою очередь, напрямую связаны с его мировоззрением.
Мировоззрение нельзя рассматривать как сумму знаний или информации, которые могут только облегчить реализацию мировоззрения человека в этом мире. Мировоззрение – это, скорее внутренняя, часто не осознаваемая направленность человека или к успешности в этом земном мире или же в стремлении к реализации Божественной истины. Для подтверждения идеи мировоззрения, как внутренней подсознательной направленности человека, можно привести пример с людьми, находящимися на различных ступенях социальной лестницы. Один из них – миллиардер, возможно, имеющий высшее образование, и в связи с этим, определенный кругозор. Другой – человек, имеющий начальное образование и значительно меньший кругозор, но стремления как одного, так и другого, могут быть совершенно одинаковыми. Можно для примера взять двух людей, которые росли в одинаковых условиях, имеют одинаковое образование, читали одну и ту же литературу, т. е. их информационный багаж так же одинаков, но мировоззрение их может быть полярно противоположным. В действительности, мировоззрение человека имеет три уровня, тесно связанных друг с другом. Самый глубинный уровень – это уровень влечений, направленность которого во многом зависит от генетических факторов и может быть унаследована от родителей, и в значительной своей части сформирована в период от зачатия и до рождения. Затем идёт уровень значимостей, – оценок всего, что доступно осознанию человека. Этот уровень в какой-то степени формируется во внутриутробном периоде, но в основном после рождения. И, наконец, третий самый поверхностный уровень, я бы сказал, инструментальный, так как он содержит в себе жизненный опыт и информацию, которые используются им в соответствии с направленностью его мировоззрения. Поэтому, люди, выросшие в одинаковых условиях, могут по-разному относиться к реальности этого мира, и совершенно не одинаково вести себя при сходных обстоятельствах.
И есть ещё одни очень важные условия, в которых формируется мировоззрение человека в течение всей его жизни – это обстоятельства, в которых находится человек. Любые обстоятельства можно рассматривать как определенную внешнюю форму, в рамках которой должно формироваться мировоззрение человека, а если сказать точнее – приспосабливаться к этим обстоятельствам. Это можно сравнить с переездом из квартиры большей площади в квартиру, площадь которой не соизмерима с прежней. Если она значительно меньше прежней, то от многого придётся отказаться, и оставить самое необходимое. Другими словами, мировоззрение человека при хронических стрессовых состояниях, будет существенно урезано за счёт уровня значимостей, иногда до такой степени, что останется только одна, самая важная значимость – стремление к выживанию. Ко всему остальному будет полное безразличие. Как будет осуществляться выживание, зависит от первого уровня мировоззрения. Поэтому, одни в этих условиях станут предателями, другие насильниками, и ещё может быть множество других вариантов деформации мировоззрения. Но возможны и такие, которые будут помогать друг другу выживать, но таких, к сожалению, будет меньшинство.
Эрнст Кречмер, Немецкий психиатр в своей работе «Об истерии» описал два типа реакций человека на стрессовые обстоятельства. Один тип реакций он описал как двигательную бурю, другой же, как мнимую смерть. Особенностью первой реакции является то, что удачный вариант поведения, благоприятный для выживания, легко закрепляется, иногда с первого раза, и в дальнейшем повторяется каждый раз, как только возникают неблагоприятные условия. На социальном плане – это может быть любая противоправная и разрушительная деятельность – ложь, насилия, грабежи, куда следует отнести и коррупцию. Второй тип реакции проявляется в уходе от жизни – наркомании, алкоголизм, нежелание работать, учиться, уход от любой продуктивной деятельности и даже уход из жизни. И эти два типа реакций характерны не только для отдельных людей, но и для целых народов. Тогда в стрессовых социальных обстоятельствах, одни народы, имеющие более грубую психологическую структуру, будут переходить в более активное состояние, имеющее противоправную направленность, другие же, внутренняя психологическая структура которых более тонкая, и отсюда, более ранимая, будут вымирать.
Исходя из сказанного, можно предполагать, что социальные потрясения должны приводить к своеобразной селекции, в которой выживают наиболее грубые и агрессивные типы людей, и цивилизация в какой-то своей части, в результате, делает шаг назад. Но это не всегда так. Очень многое зависит от глубинного уровня влечений, во многом связанным с генетической предрасположенностью. В основе архетипических особенностей любого народа лежит инстинкт выживания. И когда ситуация в которой оказывается тот или иной народ оказывается совершенно невыносимой, наступает время проявления этого глубинного уровня, который проявит себя или как состояние двигательной бури, или же мнимой смерти. По-видимому, для русской нации характерна реакция двигательной бури. Не напрасно немецкий канцлер, Бисмарк, говорил, что русские медленно запрягают, но быстро ездят, и не рекомендовал, кому бы то ни было воевать с Россией. Бисмарк знал историю России и слова, сказанные им, были основаны не на пустом месте.
Из всего сказанного здесь, для духовного искателя должно быть важным осознание своих реакций на стрессовую ситуацию, в которой находится современная Россия. Осознание изменений в психологии окружающих людей и их отношении к социальной и психологической деградации населения страны. Это очень важно, так как в основе понимания происходящего, как с человеком, так и с его народом, должно быть мировоззрение духовного воина, опорой которого является Божественная истина.
Чем глубже духовный искатель понимает происходящее вокруг него и свои собственные реакции на все события, тем более чёткой становится его духовная позиция, и тем устойчивее он на внутреннем пути. Освободиться от влияний реальности этого мира и привязанностей к нему можно только тогда, когда с него сброшены все привлекательные маски, украшающие и оправдывающие его.
Так как любые события, происходящие в земном мире, имеют только одну цель – эволюцию сознания, то каждый человек, идущий духовным путём, должен без всяких сомнений верить в то, что всё происходящее имеет свою необходимость в эволюции сознания.