В познании реальности мира человек пользуется многими эталонами, например, меры длины, веса, времени и т. д., но не существует мер противоположностей. Удивительно! Но человек всю реальность мира разделил на противоположности: высокое – низкое, хорошее – плохое, злое – доброе, приятное – неприятное, жизнь – смерть и т. д. Что является мерой этих противоположностей, или относительно чего противоположности отстоят друг от друга? И этот вопрос вполне обоснован, так как любые противоположности имеют свою точку отсчёта – откуда они начинаются – и имеют свой смысл. Основное значение противоположностей – это ориентация в пространстве, времени, в направлении деятельности и в ориентации своего мировоззрения. В конечном счёте, центром противоположностей является сам человек с его потребностями. Без человека не было бы ни добра, ни зла, ни чего другого, что имело бы свои противоположности, потому что оценка появляется тогда, когда живое существо начинает не только осознавать реальность этого мира, но и осознанно выбирать в нём направление деятельности. Можно быть уверенным в том, что и в животном мире так же существует оценка хорошего и плохого, но мир так тотально ими не разделён на полярности, как это произошло у человека.
Разделение реальности мира на противоположности важно для человека не только потому, что помогает ориентироваться в географии или истории, это разделение помогает человеку выбирать направления и в социальном мире – от общепринятого зла к общепринятому добру, что объективно не всегда оправдано, и в своих личных отношениях с другими людьми. В любом случае в оценках противоположностей этого мира в центре всегда стоит человек, что является причиной относительности этого разделения. Рассмотрим некоторые примеры, подтверждающие относительность разделения на добро и зло. В современной России на социальном уровне считается добром сексуальная раскрепощённость. В то же время в тысячелетних традициях России – это считалось пороком, влияющим на наследственность, что подтверждается расовой теорией всеми расологами мира. Ещё пример, с насаждаемой сегодня в России толерантностью. Конечно, среди рабов эта идея очень хороша, если смотреть на неё с позиции господ, но, а как тогда быть с исламским миром, где «око за око»? И, ещё пример, – захватил враг власть в какой-то стране. Народ считает, что надо освободиться от такой власти и тогда будет хорошо, ну а как эта непрошенная власть считает? То, что для бандита хорошо, для его жертвы – хуже некуда – это тоже пример, показывающий относительность деления на противоположности. Вспомним басню Крылова: «Волк и ягнёнок».
Всё, о чём сейчас мы здесь говорили относится к внешнему проявленному миру и взаимодействию человека с ним, но всё будет выглядеть иначе, если речь пойдёт о внутренней работе. Здесь так же есть противоположности, в которых всё, что относится к низшей природе, является той стороной реальности в человеке, которая должна быть трансформирована, но для того, чтобы это стало возможным, необходимо подняться над ней в сторону Божественной истины. И эти противоположности, в которых есть низ и верх, – меньшее совершенство и совершенство большее, будут сопровождать духовного искателя в течение всего периода его работы на внутреннем пути.
Но вот, человек достиг высочайшего уровня совершенства, и всё его существо находится под постоянным трансформирующим влиянием супраментального света сознания. С этих высочайших позиций все противоположности этого Земного проявленного мира выглядят как различные части задач, которые должен решать человек на путях к совершенству своего существа. Нет никаких противоположностей – есть только ступени совершенства. И каждая ступень на этом пути проявляется только тогда, когда пройдена предыдущая.