Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СПЕКТР ГАРМОНИИ

Петр Зорин

Очень трудно доступным языком говорить о гармонии взаимоотношений не только между людьми, но и всего сущего во Вселенной. Трудность состоит в том, что взаимоотношения способствуют и эволюции и разрушению, и в то же время возможна эволюция того, что является разрушительным и разрушение того, что должно эволюционировать.

Нельзя говорить о гармонии взаимоотношений, как о взаимодействии каких-то двух объектов, например, высочайшие Божественные влияния могут одновременно взаимодействовать как с наиболее высокими по уровню вибраций частями человеческого существа, так и с наиболее низкими его частями, одновременно. При этом Божественные влияния могут быть гармоничны всему, что имеет более высокий уровень сознания и способствовать его восхождению, и в то же время действовать разрушительно на все, что имеет низкий уровень сознания.

Есть еще одна важная особенность взаимодействия между объектами, – если они очень близки по созвучию и по частоте вибраций, или по уровню сознания и своей направленности, то при их взаимоотношении изменений может и не происходить. Но такое совпадение бывает очень редко и, поэтому, обычно взаимодействия приводят к каким-либо изменениям в одном или в обоих взаимодействующих объектах.

Человек – противоречивое и дисгармоничное существо и все его части постоянно взаимодействуют друг с другом. И, кажется, что в результате такого взаимодействия, он уже давно должен был прийти к какому-то усредненному состоянию. И это бы действительно произошло, если бы он был закрытой системой, но человек постоянно взаимодействует не только с окружающим его проявленным миром, но и с непроявленными мирами низшей сферы, которые в свою очередь взаимодействуют со всей Вселенной, которую так же невозможно назвать уравновешенной, иначе она давно прекратила бы свое существование.

Исходя из всего здесь сказанного, можно подумать, что во Вселенной, а, следовательно, и на Земле, не может быть какой бы то ни было гармонии, так как не существует соответствия между созидательными и разрушительными силами, между тем, что стремится к восхождению и тем, что предпочитает двигаться в сторону разрушения.

 

Существует бесконечный спектр гармонии. Гармония – это, значит, созвучие, которое, в действительности, никогда не бывает полным. При полном созвучии нет движения, нет развития, невозможна эволюция. Гармоничные взаимодействия двух сил всегда предполагает, что они не равны по величине, и та из них, ради которой совершается взаимодействие, всегда преобладает над своей противоположностью. Есть некоторый предел разности абсолютных величин этих противоположных сил. В тех случаях, когда одна из сил в значительной степени отличается от другой, то взаимодействие между этими силами всегда разрушительны преимущественно для одной из них. Но если обе взаимодействующие силы близки друг другу по величине, то взаимодействия между ними прекращаются одновременно с выравниванием их потенциала. Следовательно, гармония, если говорить о людях, – это не одинаковость их интересов, не полное сходство характеров, а некоторое их отличие. Причем, это отличие может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. Здесь имеется в виду преобладание положительных особенностей одного человека над отрицательными – другого, и наоборот. Конечно, все это возможно только в идеале, так как человек многогранное существо, и одни из граней его личности могут даже близко не соответствовать аналогичным граням другого человека, в то же время одни положительные качества одного человека могут превосходить аналогичные качества у другого, и, напротив, другой в чем-то позитивном может превосходить первого. Тогда вопрос, касающийся гармонии отношений совершенно запутывается до полной неопределенности, и чтобы распутать его, по-видимому, необходимо найти общий знаменатель, который и будет опорой и гармонией отношений между людьми. Разумеется, таким общим знаменателем не могут быть какие бы то ни было грани человеческой личности, ими могут быть только стремления, которые всегда соответствуют тому, какая природа преобладает в человеке – высшая или низшая. Если в человеке преобладает высшая природа, то его отношения с другим человеком будут наиболее устойчивыми, в них будет больше взаимопонимания и любви. На этом уровне люди не только умеют слушать друг друга, но и сдерживать свои эмоциональные негативные реакции.

В том же случае, когда в человеке преобладает низшая животная природа и еще более низкие её проявления даже не свойственные животным, то взаимоотношения между людьми будут основываться на удовольствиях, удобствах и материальных благах. Но хорошо известно, что низшая природа ненасытна и человек, удовлетворив какие-то из своих низших потребностей, очень быстро вновь становится «голодным». Более того, некоторые из своих потребностей ему удовлетворить не удается и тогда человек идет по пути абсурда, на котором он стремится или беспредельно накапливать материальные блага, которые в конце концов подчиняют его себе, или же следует путями извращений, так как то, что насыщало его прежде, кажется ему уже недостаточным.

Чем выше уровень сознания людей и выше их стремления, тем устойчивее и гармоничнее их отношения. И чем ниже уровень сознания людей и их стремления, тем драматичнее и кратковременнее будут их отношения. Примером этому могут быть отношения, основанные только на физической привлекательности и стремлениях получать как можно больше удовольствий, или когда в их основе лежит материальное благополучие. Наиболее трудно складывается гармония отношений между людьми, стремления которых имеют противоположные направления. Например, один из них стремится к духовному совершенству, а другой пытается максимально реализовать похоти низшей природы.

Но нас в первую очередь интересует гармония отношений, возникающих между высшими частями человеческого существа и теми, которые следуют путями низшей природы. Мы помним, что человек противоречивое существо и позади всего отрицательного находится положительное и, наоборот, позади положительного – отрицательное. Обычно на переднем плане находится та часть человеческой личности, которая соответствует его внутренней психологической атмосфере и внешним обстоятельствам. В тех случаях, когда человек следует своим внутренним естественным побуждениям, характерным для большинства людей и стремится быть созвучным внешним обстоятельствам, то мы не можем говорить о какой бы то ни было эволюции сознания, потому что в этом случае человек подобен флюгеру, полностью зависящему от направления ветра. Для человека ничего не меняется, если он стремится к совершенству какой – либо внешней своей части. Например, может сделать совершенным свое физическое тело, или значительно увеличить энергию своего витала, сделать свой ум гибким и изворотливым, заполнить до возможного предела свою память различного рода информацией. Все это не имеет отношения к граням личности человека и, более того, может даже усиливать проявления эго.

Потенциально, человек космическое бессмертное существо, и для того, чтобы это стало реальностью, он уже имеет для этого все возможности, но пока из них открыты только немногие. Это можно сравнить с семенем растения, которое потенциально содержит в себе все растение. Можно считать, что растение эволюционирует от семени до взрослого растения, но для того, чтобы этот процесс был запущен и в дальнейшем завершен, необходимы благоприятные внешние условия. С человеком все выглядит несколько иначе. Будучи сознательным существом, он должен прилагать усилия для того, чтобы раскрыть прежде скрытые возможности. И это он должен делать, сдерживая, ограничивая проявления всевозможных отрицательных состояний. А так как позади отрицательных состояний находятся положительные, то в этом случае нарушается степень их равенства и положительные состояния начинают преобладать над отрицательными. Любые состояния, возникающие у человека, требуют для себя пищи, которую они получают, когда человек позволяет этим состояниям реализовать себя. Любая внешняя реакция – это уже реализация. То, чему человек позволяет реализовать себя, считает себя в праве находится на переднем плане и реагировать на любые внешние обстоятельства более или менее интенсивно. Следовательно, если человек занимает позицию, которая опирается на положительные грани личности, то это ведет к коренным изменениям всех граней человеческого существа. Эта, своего рода трансформация, является только началом духовного пути человека.

Ну а если человек не позволит в себе реализоваться какой-либо положительной грани своей личности, то это так же приведет к постепенной трансформации человеческого существа, но у же в сторону реализации в нем низшей природы. Например, совесть подсказывает человеку, что какой-то поступок не должен быть совершен, но человек, предвкушая выгоду от своего поступка, подавит в себе голос совести, чтобы сделать что-либо выгодное для себя. В этом случае отрицательное качества личности человека получат от него существенную поддержку, что может привести к тому, что человек в следующий раз позволит себе совершить такой поступок, который может другим людям принести много страданий, но для него этот поступок будет выгоден. И так может начаться постепенное все более ускоряющееся падение человека. И придет время, когда голоса совести этот человек больше уже никогда не услышит, и для него будут закрыты восходящие пути эволюции сознания.

Таким образом, гармония отношений – это не равенство плюсов или минусов состояний человека, а некоторое преобладание одного состояния над другим, что позволяет происходить или восхождению сознания или его нисхождению. В тех случаях, когда разница между положительными и отрицательными состояниями значительна, то возможно разрушение того состояния, которое имеет более низкий уровень энергии. В тех же случаях когда, например, положительная грань личности человека недостаточно устойчива и энергична, а отрицательная – достаточно упорная, может произойти неблагоприятный для духовного искателя результат – отрицательное качество, будучи непреодоленным усилится и сознание человека вместо того, чтобы подняться на очередной шаг своей эволюции, опуститься на шаг ниже, а воля человека станет значительно слабее.

Все сказанное здесь еще не объясняет, с какой стати человек начнет эту внутреннюю работу. Все идут покорным низшей природе стадом, а одному из них стало что-то интересно в небе и он решил поднять голову от подножного корма, чтобы посмотреть на звезды или солнце. Можно с полной уверенностью сказать, что сам человек никогда не поднимет своей головы от корма, приготовленного ему Низшей природой. Ни-ког-да! Значит в «Небе» должно что-то произойти, слышимое и видимое только ему одному, предназначенное только для него. Должна нарушиться гармония отношений его и низшей природы, а это без постороннего вмешательства произойти не может.

Когда мы говорим о стремлении человека к познанию Бога, то в действительности, это не человек стремится к Богу, а Бог избрал человека для своей работы. Духовный искатель должен помнить, что он стал на внутренний путь только потому, что на это была Божественная милость, которую он должен смиренно принять из рук Бога. С этого времени для него и внешние обстоятельства, и внутренние состояния принимают двойное предназначение. С одной стороны внешние обстоятельства складываются так, как это необходимо для успешности во внешнем мире. Этому же служат различные внутренние состояния. Правда, человек, используя эти факторы, должен быть достаточно внимательным, чтобы быть адекватным обстоятельствам. С другой стороны внешние обстоятельства и внутренние состояния служат человеку для получения духовного опыта, необходимого для восхождения его сознания.

Таким образом, Гармония в духовной практике – это не полное созвучие, при котором нет никакого диссонанса при взаимодействии объектов, напротив, она всегда содержит в себе определенный диссонанс, необходимый для такого взаимодействия объектов,  при котором один из объектов или разрушается, или трансформируется. Но, тогда гармония ведет или к эволюции или к инволюции, в зависимости от того, какое влияние преобладает – положительное или отрицательное.

Человек – универсальное существо и в нём представлен весь спектр реальности миров низшей сферы, от самой низшей его части, до наивысшей, которые все вместе и составляют многогранную личность человека. Изначально все это представлено в человеке достаточно равномерно, но в процессе воспитания, на передний план выходят те или иные грани личности человека и мы в результате можем говорить об определенной акцентуации человека. Кстати, воспитание личности будущего человека происходит уже в лоне матери, в период её беременности. Тогда все особенности человеческой личности можно сравнить с двумя сторонами одной и той же медали, – обе стороны которой равны по величине, но имеют противоположные знаки. Отсюда можно думать, что нет хороших или плохих людей, а есть те, которые повернуты к реальности этого мира преимущественно какой-либо одной стороной «медали». Но те стороны нашей личности, которые при взаимодействии с внешним миром используются чаще, за счет чего усиливаются и создают неравновесное состояние личности. Это приводит к значительному оскудению другой грани личности человека. Можно сказать, что при естественных обстоятельствах формирование личности человека, происходит за счет внешней среды, и это чаще всего приводит не к усреднению особенностей характера человека, а к некоторой деформации её в сторону снижения качеств личности.

В отличие от изменений личности человека, происходящих в естественных условиях, когда человек становится на духовный путь, эти изменения происходят в сторону возрастания сознания и усиления положительных качеств личности. И это понятно, так как духовный искатель ограничивает проявления всего отрицательного в себе, позволяя положительным сторонам личности раскрываться более свободно.

При внутренней работе позиция человека должна находиться на стороне положительных граней личности. Человек осознает это как состояние отстраненности и покоя, или внутренней неподвижности. При этом в неподвижности нет даже малейшего напряжения, она свободна и легка как теплый прозрачный воздух.

При ограничении проявлений в себе более тёмных граней личности с позиций глубокой неподвижности возникает некое расстояние по вертикали между позицией свидетеля, находящегося в зоне неподвижности, и той частью, за которой он наблюдает. В действительности, ограничение всего низкого происходит под влиянием внимания. Дело в том, что внимание – это не только канал осознания того, на что оно направлено, но и канал взаимного влияния источника внимания и объекта внимания. При этом, преимущество всегда на стороне осознанного внимания, энергия которого не только ограничивает влияние объекта, на которого оно направлено, но и трансформирует его. Намеренно направленное внимание содержит в себе волю и цель, ради которой внимание фиксируется на каком-либо объекте. Благодаря этой особенности внимание приобретает способность трансформировать тот объект, на который оно направлено. Если представить позицию духовного искателя, расположенной на светлой части его личности, а та часть личности, на которую внимание направлено, темной, то в результате такого бдительного направленного внимания, осознаваемая часть прежде темных граней личности начинает со временем светлеть. Другими словами, духовный искатель в это время внимательно наблюдает за любыми проявлениями своей низшей витальной природы, не потакает ей и даже отвергает её попытки навязать ему свои влияния.

Человек многогранное существо и различные грани низшей природы, в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств, в определенной последовательности выходят на передний план, и проявляют себя как эмоциональные состояния, стремления, побуждения и различные реакции эго. Человек с позиции «свидетеля», когда эти грани выходят на передний план, осознает их, и этим самым несколько меняет, трансформирует их, и они становятся мягче, исчезает в них все ядовитое и колючее.

Между вниманием «Свидетеля» и той частью личности, на которую оно направлено, всегда существует определенная дистанция, которая со временем устанавливается у каждого духовного искателя. Это скорее разность частоты вибраций «Свидетеля» и того, что он свидетельствует, а не какое-то расстояние. В тех случаях, когда человек наблюдая в себе за различными проявлениями низшей природы, трансформирует её вибрации в более высокие, то и вибрации «Свидетеля» так же становятся более высокими. Другими словами, «Свидетель» при этом как бы подрастает и по частоте своих вибраций приближается к более высокому, например, возвышенному плану разума. Теперь «Свидетель» может осознавать, или свидетельствовать, более тонкие вибрации низшей природы и со временем подняться на ещё более высокий план Разума – озаренный, затем – интуитивный, ещё выше – Верховный разум. И каждый раз, поднявшись на очередную ступень разума, человек осознает нисходящий поток соответствующего плана сознания (разума) во всё своё существо.

Опубликовано