Любая человеческая деятельность в своей основе имеет состояние, которое не всегда является эмоцией, но всегда имеет направленность. Поэтому, состояние можно сравнить с потоком, на поверхности которого произрастают всевозможные интересы. Есть состояния похожие на безбрежные пески пустынь и тогда на них растёт только саксаул и верблюжья колючка. И есть состояния, сравнимые с мёртвым болотом, на поверхности которого ничего не растёт, и оно порождает в человеке агрессию безжалостность и стремление создавать в этом мире всё, что вызывает страдания. У сравнительно немногих людей часто бывают состояния, на поверхности которых произрастают луговые травы и множество цветов, приносящих радость всему живому. И есть ещё много других состояний, которые порождают стремления к высокому и прекрасному. В основе любой человеческой деятельности находится соответствующее состояние, которое человек должен осознать и если оно разрушительное, то трансформировать его, а если созидательное, то потакать ему и насколько возможно реализовать его на материальном плане этого мира.
Любое состояние имеет свою поверхностную часть, непосредственно связанную с деятельностью человека в настоящий момент, и глубокую, которая может определять какую-то грань человеческой жизни, например, у поэта его способности к стихосложению, а поверхностная часть этого потока будет проявляться в нём как вдохновение. Если человек поддерживает поверхностную часть и реализует её в своей определенной деятельности, то это не только сохраняет его способность творить или же делать ещё что-либо, требующего полного сосредоточения, но при этом не иссякает глубинный поток соответствующего состояния. Поэтому, духовный искатель должен, особенно в начале своего пути, чаще погружаться в своё сердце, где он однажды осознал состояние глубокого покоя. Любое состояние, которое удалось осознать человеку имеет своё начало и свой конец, но после того, как состояние казалось бы, полностью оставило человека, остаётся после него достаточно длительный след, прикоснувшись сосредоточенным вниманием к которому можно вновь возродить ушедшее состояние.
Любое состояние имеет как свой нижний предел, ниже которого следует угасание этого состояния, так и предел верхний, перешагнув который человек переходит в патологическое состояние, которым он управлять уже не может. Продуктивной частью состояния является его средняя часть между верхним и нижним частями спектра этого состояния. Поэтому, духовный искатель должен использовать однажды возникший у него опыт, в котором он переживал высокое состояние и не дать ему угаснуть совсем.