Любовь – это состояние, в котором пребывает Высочайший Божественный. Человек это состояние переживает вначале как мягкий и нежный поток ананды, заполняющий его грудь. В дальнейшем, если человек удерживает это состояние своим вниманием, оно может усилиться и даже стать непереносимым по своей силе. В индийских традициях состояние Божественной безобъектной любви называется ананда. В самом начале своего возникновения это состояние локализуется в сердце, но если внимание человека неотступно следует за ним, то оно начинает расширяться. В такого рода взаимодействии состояния ананды и внимания человека есть одна очень важная особенность: внимание человека – это не только мост между сознанием человека и тем, на что оно направлено, но и своеобразный стимулятор или усилитель того, что человек воспринимает. Поэтому, осознав состояние ананды в своей груди, человек вначале концентрирует свое внимание на этом состоянии (обратите внимание, что не фокусирует внимание, а концентрирует, так же как в филармонии человек не фокусирует свое внимание на звуках оркестра, а пребывает в состоянии полной концентрации), затем несколько смещает его на периферию, где состояние ананды выражено значительно слабее, и удерживает его там некоторое время, что приводит к его усилению в этом месте. После чего человек переводит свое внимание на другой участок, внутри своего существа, где состояние ананды было едва заметным и так же удерживает свое внимание, стремясь осознавать его малейшие проявления. Что в свою очередь приведет к усилению ананды и в этом месте. Таким образом, медленно передвигаясь по кругу вокруг первичного очага ананды можно значительно увеличить область его проявления. Эту работу следует проводить при каждом возможном случае, постепенно расширяя поле ананды, пока она не будет восприниматься всем телом. Но ананда, в действительности, возникает и присутствует не в физическом теле, это можно легко установить, усиливая это состояние, и фиксацией на нем внимания, постепенно перемещаясь все дальше на периферию. При этом можно осознать, что состояние ананды может осознаваться далеко за пределами физического тела. Состояние ананды имеет два проявления. Одно из них, статическое, осознается как неподвижная атмосфера ананды. Другое – динамическая ананда, воспринимается как мягкие волны, которые накатывают из глубины существа, усиливаются и отступают, но не исчезают полностью. Именно динамическая ананда способна проникать во все части человеческого существа, о работе с которыми будет сказано ниже. Каждый раз, когда более высокий разум будет нисходить в человеческое существо, он будет содержать в себе как статическую, так и динамическую части, которые будут осознаваться как волны все более плотного и глубокого покоя.
Пока человек живой, все его тела, включая и физическое тело, связаны и взаимозависимы одно от другого. Состояние ананды, которое может испытывать человек – это высокие вибрации, не свойственные ни витальным телам, ни менталу, ни физическому телу. И для того, чтобы повысить уровень вибраций этих тел, в том числе и сознания, в соответствии с уровнем вибраций ананды, необходимо, удерживая в себе это высокое состояние, выполнять какую-либо деятельность. Например, читать книгу и одновременно осознавать состояние ананды. Это становится возможным тогда, когда открыт канал внутреннего восприятия. И, конечно же, состояние ананды должно быть в той части человеческого существа, с которой происходит работа по введению более высоких вибраций. В дальнейшем эту же работу следует провести и с физическим телом и с витальными телами. Работа с физическим телом должна происходить в движениях при ходьбе, при которых участвуют все мышцы тела. Но при этом надо иметь в виду, что состояние ананды в этом случае должно быть во всем теле. И к этому следует добавить, что во время физических движений состояние ананды не должно уменьшаться. При этом можно заметить, что скорость или амплитуда движений при определенных условиях могут разрушать состояние ананды. Поэтому, необходимо движения строго дозировать, не делая их ни чрезмерными, ни слишком замедленными. Высокие вибрации ананды в витальную часть человеческого существа входят при этих же самых движениях, но человек это осознает в себе как глубокий и мягкий покой и полноту. Сколько времени должна продолжаться эта работа сказать трудно. Но сказать о симптомах, которые будут свидетельствовать, что эта работа сделана, сказать можно. Ум при этом замолкает, так как вся его прежняя суета возможна только на уровне более низких вибраций. Витальные части человека остаются спокойными даже в тех условиях, в которых прежде человек не мог оставаться спокойным. Физическое тело переходит на более гармоничный тип движений, в которых исчезает порывистость. У человека возникает ощущение, что в нем появился более совершенный орган равновесия. И, кроме того, когда вибрации ананды будут введены во все человеческое существо, то человек будет постоянно испытывать ананду во всех его частях. Точно так же должен человек работать при введении во всё свое существо ступеней разума, которые находятся у него над головой. При этом каждая последующая ступень разума воспринимается человеком как все более глубокий покой, со своей статической неподвижной частью, – своеобразной атмосферой этого плана разума и мягкими волнами покоя, соответствующими этому плану. Именно эти волны и являются динамической частью планов разума, которые несут в себе всепроникающую трансформирующую силу. Для того, чтобы трансформировать себя в соответствии с вибрациями планов разума, необходимо удерживать в своем сознании волны этих планов, одновременно во всем своем существе. Это становится возможным, когда человек откроет внутренний полюс сознания и в связи с этим объемное восприятие внутреннего пространства.
Шри Ауробиндо сказал, что Интегральная йога начинается там, где заканчиваются все остальные. Он имел в виду, что если все духовные пути ведут к вершине своей реализации – просветлению, то Интегральная йога начинается, когда человек уже получил просветление. В дальнейшем у человека будут еще и другие, более высокие реализации, когда его сознание будет подниматься по ступеням разума. Здесь следует привести ступени планов разума:
Обыкновенный разум.
Возвышенный разум.
Озаренный разум.
Интуитивный разум.
Верховный разум (план богов).
Супраментал.
Шри Ауробиндо говорил о том, что во все человеческое существо должна быть введены эманации динамической части супраментала, но это невозможно сделать, если оно не подготовлено предыдущими реализациями, происходившими по мере того, как человек поднимался по планам разума. Если все части человеческого существа не готовы к супраментальной манифестации на Земле, то человек просто будет разрушен. Конечно, здесь речь не идет о разрушении истинной части человеческого существа.
Ищущий должен знать, что его внутренняя работа не будет эффективной, если он будет ее делать для того, чтобы реализовать свою далекую цель, например, чтобы трансформировать свое существо в супраментальное – гностическое. Дело в том, что удерживание в своем сознании этой цели потребует много энергии, и тогда её будет недостаточно, чтобы выполнять необходимую работу «здесь и сейчас». Эта цель принадлежит Божественному, и духовному искателю необходимо только предать себя в руки Божественного и постоянно находиться в состоянии единства с Ним.