Одно из очень важных качеств, которое человек приобретает на духовном пути – это высокая восприимчивость. Человеческая восприимчивость, в отличие от восприимчивости других живых существ, может быть осознанной. Я говорю «может быть», потому что большинство людей способны воспринимать только в пределах, дозволенных низшей природой. Но всё меняется вместе с тем, как человек начинает осознавать процесс восприимчивости. Дело в том, что осознание чего бы то ни было – это открытие канала, связывающего осознаваемый объект с каким-то уровнем сознания человека. Почему «каким-то?», потому что к сознанию следует относить и подсознание человека, и его область несознания. Все уровни человеческого сознания одновременно воспринимают все внешние и внутренние влияния универсальной природы, но интенсивность влияния за пределами ясного осознания очень невысокая. Но, тем не менее, при многочисленных повторах, или эмоционально напряжённых событиях, внешние или внутренние влияния попадают в подсознание человека и, будучи неосознанными, исподволь влияют на личность человека. Сознание человека можно представить в виде кокона, светимость которого в его средней части максимальна и постепенно убывает по мере того, как мы опускаемся к его нижней части, или же поднимаемся к верхнему полюсу. Когда мы говорим, что светимость убывает, то имеем в виду только ограничение способности осознания. Таким образом, подсознание и несознание для человека может быть не только внизу, но и вверху. Внизу в подсознательных и несознательных областях кроются все автоматизмы и всё, что необходимо для выживания человека и в то же время всё низкое, деструктивное. Всё, что идёт снизу имеет низкие по частоте вибрации, хотя амплитуда их может быть высокой, особенно, когда человек чем-либо захвачен. В то же время, приближение к верхнему полюсу сознания воспринимается человеком как всё более нарастающий покой. Кроме того, при этом расширяющееся сознание в сторону высоких вибраций, пробуждает в человеке способности к творчеству, человек осознаёт более высокую любовь и чувство сострадания.
Влияние внешнего мира, под которым мы понимаем не только поле низшей природы, но и высшей, одновременно происходит на все части человеческого сознания, но человек осознаёт только то, что связано со светлой частью его сознания. Всё остальное остаётся на периферии его восприятия. Это одна из причин, почему человек привязан к ценностям этого проявленного мира. Вибрации светлой части его сознания, которые определяют ясность его осознания реальности мира, и вибрации окружающей его реальности созвучны друг другу. Если бы человек мог осознать то, что лежит за пределами спектра его привычного восприятия, то это дало бы ему возможность не только изменить своё отношение к реальности этого мира, но и трансформировать всё своё существо, в соответствии с теми влияниями, которые постоянно идут как от низшей, так и от природы высшей.
Итак, осознанное внимание не только открывает канал восприятия, но и связывает объект восприятия с тем, кто воспринимает. В результате сознание человека подвергается максимальному влиянию, определенных сил, что не только связывает его с объектами влияния, но и трансформирует сознание человека. Именно это имел в виду Шри Ауробиндо, когда говорил, что в процессе йогической садханы эволюция сознания человека ускоряется в тысячу раз.
Следовательно, всё зависит от того, на чём концентрируется внимание человека, – если на тех объектах или состояниях, которые имеют низкую частоту вибраций, то и сознание постепенно трансформируется в соответствии с этой частотой. То же самое мы можем говорить о концентрации внимания человека на объектах, имеющих высокие частоты вибраций. Но, к сожалению, высокие частоты вибраций остаются недоступными обычному сознанию человека.
Но Божественный наградил человека величайшим подарком – он ему дал возможность сознательно управлять своим вниманием, в фокусе которого, восприимчивость достигает максимальной величины. Для того, чтобы восприимчивость была максимально осознанна, необходимо удерживать фокус внимания неподвижным на объекте восприятия достаточное для этого время.
Во всех случаях, вокруг фокуса внимания, в котором объект воспринимается максимально отчетливо, есть убывающая периферия, в которой чем дальше от фокуса внимания, тем менее отчётливо воспринимается реальность. Практически, периферия внимания – это, можно сказать, территория подсознания , или надсознания, если рассматривать область сознания выше зоны ясного восприятия.
Осознанное внимание человека имеет очень важные особенности – при достаточно длительной и неподвижной концентрации на объектах, находящихся на прежней периферии его внимания, оно не только увеличивает чёткость восприятия этих объектов, но и вводит их из подсознания в сферу осознанности. Это ведёт к тому, что сфера осознанного восприятия реальности расширяется, и многие состояния, прежде скрытые в подсознании, становятся осознанными.
Области подсознания и несознания человека хранят в своей памяти не только какие-то события, происходившие в прошлом, но и определенные состояния, связанные с этими событиями. И в то же время подсознание и несознание – это те части человеческого сознания, в которые открываются каналы чакр, связывающие человека с мирами низшей сферы. Здесь речь идёт о лепестках чакр или локах (лока – мир, вселенная, один из миров низшей сферы). Кроме того, в глубинах, неосознаваемых человеком, хранится память о прошлых воплощениях. Тогда, расширяя сферу осознанного восприятия, человек получает доступ не только к осознанию миров низшей сферы, но и защиты от влияния сил этих миров. Человек при этом может вспомнить свои прошлые воплощения и то направление деятельности, которое представляло для него смысл жизни. И самое важное, расширяя сферу осознанного восприятия планов реальности, имеющих более высокие вибрации, по сравнению с вибрациями этого проявленного мира, человек восходит по ступеням совершенства в направлении супраментальных миров Божественной истины.
Работа по повышению восприимчивости начинается с концентрации внимания на осознании периферии восприятия какого-либо состояния. Обычно подсознательная область воздействует на человека различными состояниями, желаниями, стремлениями и даже побуждениями. Человек может эти проявления осознать и сконцентрироваться на них. Любое из этих влияний на сознание человека имеет свой центр и свою периферию. Т. е. человек, осознав какое-то состояние, должен вначале сосредоточиться на нём, чтобы осознать его максимально полно: в каком месте в проекции на физическое тело это состояние наиболее интенсивно проявляется, каковы его другие особенности, например, цвет, напряженность и т.п. При этом необходимо помнить, что любое состояние стремится захватить наше сознание, чтобы управлять нами. Не следует допускать, чтобы это произошло. Далее, исследуя состояние, необходимо сдвинуть своё сознание вправо, влево вверх вниз и осознать степень его выраженности в этих исследуемых областях. Для духовного искателя важно исследовать в первую очередь периферию высоких состояний, и не ту её часть, которая располагается ниже центра этого состояния, а ту, которая находится выше. Постепенно сдвигаясь вверх, вы очень внимательно вслушиваетесь в состояние до тех пор, пока не окажетесь в том месте, в котором исследуемое состояние находится на грани восприятия. Здесь вы останавливаетесь и удерживаете осознание состояния, фиксируя на нём всё своё внимание. По мере того, как вы намеренно воспринимаете верхнюю часть периферии едва осознаваемого состояния, оно постепенно усиливается, и уже не нужно напрягать своё внимание, чтобы воспринимать его. И если вы будете достаточно длительно таким образом фиксировать своё внимание, то прежнее на периферии едва заметно выраженное состояние, станет вполне осознанным. А вы помните, что периферия состояний, желаний, стремлений и даже побуждений возникает в подсознании. И чем дальше к периферии вы сдвинете своё внимание, исследуя свои состояния, тем глубже в подсознание внесёте свет сознания, и прежде подсознательные области вашего сознания приобретут свет вашего полного сознания.
Такой работой вы расширили вверх светлую зону своего полного осознания, поднялись на более высокую его ступень, и каналы вашего восприятия стали способны к восприятию более высоких вибраций. Это обязательно приведёт к появлению более высоких состояний и изменит ваше отношение к реальности этого мира. Разумеется, это не является разовой работой, и вы должны будете повторять её каждый раз, когда этому будут благоприятные условия.
Исследовать периферию низких состояний не следует, потому что этим самым, вы будете расширять зону влияния низких вибраций, и это приведёт к нежелательной деформации вашей личности. Но, все-таки низкие состояния необходимо, и в первую очередь для того, чтобы они не поднялись в область вашей головы и не сделали из вас инструмента своей реализации. Помните, что в период появления различных низких состояний, ваш ум, находясь под их влиянием, будет всячески оправдывать эти состояния. Не поддавайтесь на кривую и неоправданную логику ума. Ваше внимание, направленное на какое-либо низкое состояние, исследует его, а не его периферию. И эти исследования имеют единственную цель – не дать возможности низкому состоянию овладеть вами и подчинить вас себе.