Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ДЛЯ ЧЕГО МИРУ НУЖНЫ МАСКИ

Петр Зорин

Каждый человек несёт в себе свою внутреннюю вселенную, не похожую на вселенные других людей. в то же время общение людей возможно только по созвучию, по крайней мере, если это общение не разрушительно. И тогда маски – это своеобразные буферные системы, выполняющие посреднические функции. Маска одного человека должна быть созвучной маске другого человека. Например, человек хочет стать депутатом Государственной думы, потому что это даст ему различные желанные для него льготы. Но если он выступая перед своими избирателями напрямую скажет об этом, то будет гарантированно отвергнут. Человек это знает и надевает маску, в которой говорит о чаяниях избирателей, которые будут удовлетворены, если он станет депутатом Госдумы. Но это маска только одной грани человеческой личности, а у человека их множество, отсюда и масок у человека целый арсенал – на каждый случай своя.

Но маски нужны не только для диалогов, маски могут исполнять роль фантиков – обёрток конфет. Например, если обернуть какую-либо разрушительную идею в красивую обёртку, то эта идея будет проглочена людьми. А что будет дальше, зависит от содержимого этого фантика. Есть такая задача, в которой человеку предлагается сделать из мухи слона. Слова «муха» и «слон» имеют по четыре буквы и требуется постепенно заменяя то одну, то другую букву в слове «муха» получить, в конечном счёте, слово – «слон». Причём, заменяя буквы мы должны каждый раз получать какое-либо осмысленное слово. Тогда, если нужно для народа или человека провести какую-либо идею, власть имущие могут проводить её под последовательной чередой масок, и народ не понимая сути этой игры, каждый раз будет соглашаться с очередной маской, пока ловушка не захлопнется. Масок существует неопределенно много и диалоги между людьми, между социальными иерархиями происходят всегда с участием всевозможных масок. При этом реального взаимодействия и взаимопонимания не происходит. Рыбка оказывается перед фактом, когда пойманная на приманку, оказывается на крючке.

Постоянно используя маски, люди настолько привыкли к ним, что считают маски естественным продолжением их самих. Хотя маски – это только одежда, призванная скрывать наши неприглядности, неискренности, и вообще улучшать отношения людей к нашей персоне. Например, когда Мендель становится Медведевым, Финкельштейн Собчаком, Бланк Лениным, а Перлмутер Хрущёвым, то это тоже маски, призванные чтобы что-то скрывать позади себя, чтобы казаться лучше.

На первый взгляд, кажется, что маски – это всегда ложь, но это не всегда так, потому что существуют маски, восстанавливающие справедливость, но тогда это уже не маски, а реальность, на которую люди вешают маски. Например, человек раскаялся в своём преступном прошлом и стремится жить по-правде, но люди не верят в его правду и считают, что она только маска, скрывающая его истинные намерения.

Маски, которые надевают люди на других людей, могут срастаться с ними, и иногда радикально менять их, в соответствии со смыслом этих масок. Это связано с тем, что маска – это ещё и своеобразный шаблон, модель, которая имеет свои вибрации и своё влияние. Например, маска, надетая на дикий современный капитализм, характеризующая его, как высшее достижение человеческой цивилизации, вызывает у большинства людей состояние приятия. Можно приводить ещё множество примеров социальных масок, которыми власть имущие отгораживаются от простого народа и при помощи которых управляют им. Было бы правильно говорить, о взаимоотношениях масок и реальных взаимоотношениях, но эти два процесса настолько несопоставимы друг с другом, а реальные, скрываемые маской взаимоотношения настолько неприемлемы, что человек предпочтёт жить в мире масок, чем в мире неприкрытой правды.

 

 

Опубликовано