Человека схематически можно представить в виде круга, в центре которого находится его истинное «Я», а по периферии – его субличности. Под влияниями, идущими из центра, одна из наиболее созвучных истинному «Я» и восприимчивых субличностей трансформируется, принимая соответствующие центру вибрации. Об этом можно сказать, что одна из субличностей становится на духовный путь. Другие же, менее восприимчивые, продолжают оставаться привязанными к ценностям низшей природы и внешнему миру.
Обычно, в человеческой личности, по праву занимать ведущее положение, субличности распределяются в определенной последовательности. И может быть такое положение, когда человеку думается, что он наконец-то справился со своими эмоциями и имеет над ними полный контроль, как вдруг, неожиданно для него, по какому-либо поводу следует эмоциональный взрыв, а потом горькое сожаление о случившемся. Это происходит потому, что субличность, принявшая духовную работу выходит на передний план и тогда у духовного искателя все получается хорошо, но потом, эту субличность сменяет другая и все прежние успехи исчезают и человеком овладевает неверие в свои возможности.
Интересно, что в этот период, когда человек пытается отстраняться от всевозможных внутренних состояний, которые не соответствуют его духовным устремлениям, отстранение происходит, не в сторону своего истинного «Я», как это реально должно быть, а в сторону той субличности, которая уже приняла для себя путь, ведущий к Божественной истине. Поэтому, такое отстранение неустойчиво. Обычно, никогда не происходит так, чтобы все грани человеческой личности приняли для себя духовный путь, и тогда у человека могли бы исчезнуть все проблемы с какими бы то ни было соблазнами внешнего мира. Это связано с тем, что спектр субличностей человека соответствует всем проявлениям человеческой природы, от самых низших до высочайших. В тех случаях, когда человек отстраняется от каких-либо эмоциональных состояний или побуждений в сторону наибольшего покоя, который возможно осознать только при приближении к истинному «Я», становится невозможной захваченность любыми мыслимыми соблазнами и состояниями. И именно в это время происходит трансформация внешней природы человека, которая проявляет себя через субличности. Когда мы говорим о падениях, то должны помнить, что все зависит от позиций, с которых мы осознаем наши состояния или действия. Мы можем осознавать наши состояния или поступки как падения, но если мы достаточно отстранены, как свидетель этих событий, то мы можем осознать, что в действительности получили необходимый опыт, который показал нам те места нашего существа, на которые следует обратить более пристальное внимание в своей внутренней работе.