Вокруг каждого человека присутствует атмосфера, которая соответствует его внутренней сути. Для обычного человека эта атмосфера сходна с атмосферой окружающего его мира. И поэтому состояние такого человека и его взаимоотношения с окружающей его реальностью, определяет внешний мир. В тех случаях, когда человек становится на духовный путь, то вокруг него постепенно формируется духовная атмосфера, которая защищает его от влияний внешнего мира. Но внимание человека, направленное на соблазны внешнего мира может привести его к падению. Это становится возможным потому, что внимание – это канал связывающий человека с тем, на что оно направлено. Вокруг духовного человека находится множество всевозможных сил, которые ждут подходящего случая, чтобы захватить его и сделать его исполнителем их воли. Поэтому, человек идущий духовным путем, не должен удерживать свое внимание, на чём бы то ни было, что может соблазнить его. Особенно это важно на начальных стадиях духовного пути, когда внешнее сознание еще не находится под влиянием истинной части его существа и поочередно захватывается различными субличностями и управляется ими.
Если духовный искатель достаточно бдителен и восприимчив, то он сможет осознать, как при каждом случае, когда его внимание обращено на что-либо внешнее, которое может служить для него соблазном, происходит захват его сознания силами, окружающими его. Позади каждого соблазна, да и в нем самом постоянно находятся силы, в любое мгновение готовые наброситься на человека и поглощать его энергию. Но для того, чтобы это стало для них возможным, они должны перетянуть его на свою сторону, сделать созвучным себе. Человек может это осознать как побуждение, заставляющее его фиксировать свое внимание на всевозможных соблазнах, пока однажды его сознание не будет полностью захвачено ими.
Бдительность духовного искателя заключается в том, что он в самом начале прикосновения к соблазнам осознает их липкую притягательность и тотчас же отстраняется. При этом возможны два направления отстранения – одно из них состоит в том, что человек переключает свое внимание на что-либо другое и тогда постепенно связь с прежним соблазном слабеет и наконец обрывается, но при этом сохраняется опасность возвращения соблазна в какой-либо другой форме. Это происходит потому, что осознанное духовным искателем видимое ослабление притяжения соблазном, связано с тем, что канал связи с ним постепенно перемещается в области подсознательного, что человек осознает, как обрыв связи с соблазном. Чтобы этот процесс стал более понятным необходимо к сказанному добавить, что внимание человека направленное на какой-либо объект, состоит одновременно из многих уровней, куда следует включать и его подсознательные и даже несознательные более инертные части. Поэтому, когда человек уже переключил свое внимание на что-либо иное, то подсознательная и несознательная части его внимания все еще направлены на объект соблазна, в связи с чем, влияние его может продолжаться на этих неосознаваемых уровнях, еще долгое время. Для духовного искателя такого рода скрытое влечение к соблазну может служить дополнительной практикой по повышению своей бдительности. Такого рода систематическая работа, в конце концов, приводит к тому, что всевозможные силы, которые прежде соблазняли человека и делали его зависимым от себя, оставляют его.
Здесь следует помнить, что соблазнами могут быть и всевозможные собственные мысли, на поверку оказывающиеся совсем не собственными, а принадлежащими опять-таки определенным внешним силам, которые, используя мысли, очень часто вполне успешно управляют человеком.
Человек, даже считающий себя свободным от различного рода зависимостей от внешнего мира, в действительности никогда не бывает реально свободен. И это будет продолжаться до тех пор, пока хоть какая-то часть его не будет трансформирована в такой степени, чтобы не быть зависимой от внешнего мира.
Если человек искренен и достаточно сознателен на духовном пути, то для него не существует падений, так как они являются Божественной милостью. Любые падения следует рассматривать как один из способов, при помощи которого Божественный обращает внимание духовного искателя на те его несовершенства, над которыми ему следует работать.