Чтобы сделать выводы о том, каким путём предпочитает идти человек, следует ему задать два вопроса: первый из них – для чего он живёт в этом мире? И, второй – какова цель его жизни, кем бы хотел он стать в ней, или что хотел бы он иметь. И по результатам ответов на эти вопросы, можно сказать не только о направлении его устремленности, но и о средствах, которые он будет предпочитать на избранном им пути.
Если у человека мировоззрение ещё не сформировано и, поэтому, мульти полярно, то в ответах на вопросы будет много направлений, в которых этот человек хотел бы быть успешным в этом мире. В дальнейшем, через какое-то время, интересы человека, связанные с этим материальным миром, начнут укрупняться и, наконец, сольются в один общий поток. И тогда человек ответит, что у него всего один интерес, например, быть богатым, или же – иметь, удовлетворяющую его амбиции власть. А все остальные, прежде разрозненные интересы, становятся средствами, посредством которых человек удовлетворяет свой главный интерес. То же самое происходит и с теми людьми, множество интересов которых, постепенно сливаются в один, восходящий в направлении Божественной истины.
Таким образом, человеческие пути могут пролегать в этом материальном мире с его ценностями, и они могут восходить над всем, что может привязывать человека к ценностям этого мира. Возможность идти восходящим путём, не связана с жертвой ценностями, необходимыми для жизни человека в этом мире. Напротив, все эти ценности должны служить восхождению сознания. если же человек считает, что каждый шаг духовного пути состоит из череды жертв, то он станет для него путём страданий и преодолений всевозможных препятствий. Если же человек будет считать, что любые внешние и внутренние обстоятельства служат средством для его совершенствования, то его духовный путь станет путём радости. В этом случае прежняя его зависимость от ценностей материального мира будет рассматриваться как материальный субстрат, который отбрасывается, чтобы создать реактивную тягу в направлении восхождения сознания. При этом, человек отбрасывает зависимости (или освобождается от них, что одно и то же), не борясь с ними, так как в этих обстоятельствах, борьба в лучшем случае бывает безрезультатной, но чаще, заканчивается поражением человека, так как низшая природа, безусловно, более могущественна, чем человек.
На внутреннем пути, когда сознание человека сформировано или, возможно, перестроено в соответствии с его духовной устремленностью, всё, что прежде было привлекательным и, значимым среди ценностей внешнего мира, становится несущественным, и может быть оставлено человеком без всякого сожаления. Незначимыми становятся и витальные реакции на какие-либо события, идеи, определяющие человеческие судьбы – всё это в духовной работе занимает определенное место, как средство восхождения сознания человека. Значимость или незначимость определяется отношением человека к чему-либо, его позицией, которая всегда зависит от пути, который избрал для себя человек.