Идея потребительства – это ловушка, так же как ловушкой является и идея свободы, равенства и братства. Однажды, когда академику Амбарцумяну задали вопрос, касающийся необходимости для современного человечества астрономии. Спрашивающий утверждал, что для современного человечества она сейчас потеряла свою значимость, так как мир живёт совершенно другими интересами, то академик ответил, что человек не свинья и у него иногда возникает потребность оторваться от корыта и посмотреть на звёздное небо. Конечно, академик имел в виду потребителя, для которого его потребительское корыто более значимо, чем звёздное небо и даже вся вселенная.
Идея потребительства притягательна для многих людей своей определенностью. Человек в ней не должен ни о чем думать – он должен работать, получать деньги за работу и тратить их на товары, продукты и удовольствия. Думать за него будут те, которые руководят им при помощи денег. Он не должен отклоняться от тех направлений, которые рекомендует зрителям реклама, умные тележурналисты и президенты, и для него всё будет в порядке – «тепло и сыро», а потом «все в землю лягут, все прахом будут». «Жизнь даётся только один раз», и чтобы небыло мучительно больно, нужно к каждому быть толерантным, и это понять можно, потому что «тише едешь, дольше будешь». Вот и вся философия потребителя. В ней все правила, принципы и законы, и их незатейливость особенно привлекательна, так как человек устал от дезориентации, от социальной, психологической и даже биологической неопределенности, а здесь в потребительстве хоть что-то, хоть корыто, но зато совершенно определенное. Главное чтобы никакой отсебятины не было, каких-то своих мнений, согласий или несогласий. Быть человеком опасно, куда более спокойно быть электоратом, потребителем, в крайнем случае, толерантным россиянином. И это привлекательно, спокойно для всех премудрых пескарей и Беликовых. Потребитель – это не только тот, кто потребляет рекламу и всё, что она рекомендует, потребитель – это раб, уши которого существуют не для того, чтобы слышать, а чтобы на них вешать лапшу, глаза – для того, чтобы видеть то, что прикажут, а голова – для того, чтобы не думать. Вспомните слова пролетарского поэта Демьяна Бедного «… нам с тобою думать неча, коли думают вожди». Но, всё равно, как хорошо, когда за тебя всё решают другие, а ты только трудишься, выполняя их волю, как осёл, который ходит по кругу и крутит жернова мельницы. Но зато кормят, да и крыша над головой от непогоды.