Всё в мире имеет свои проявленные и непроявленные части. На первых порах человек, встречаясь с проявленным, видит и осознаёт только проявленное. Он может манипулировать проявленным, более или менее эффективно пользоваться им, и это будет продолжаться до тех пор, пока человек не станет пользоваться этими объектами чисто автоматически. Это очень интересное время, потому что то, чем люди пользуются автоматически, уже не заслоняет канал внимания человека, и человек начинает видеть и осознавать то, что находится за пределами тех объектов, которыми он пользовался прежде осознанно. Дело в том, что проявленный мир – это только тень или отражение мира реального и поэтому люди воспринимают только его внешнюю сторону, которая загораживает собой действительную реальность. И когда человек смотрит на тень реального мира, но не осознаёт её, то она становится прозрачной и открывает то, что находится позади неё.
Приведём несколько примеров. Ребёнок учиться читать. Перед ним слова, состоящие из букв, предложения, состоящие из слов, в которых он пока никакого смысла не видит. Позади слов всегда есть определенные образы, но и образов он так же не видит. И слово для него – набор букв. Предположим, он читает по слогам первый раз в своей жизни слово: «ма-ма». В период чтения он может и не понять смысла этого слова, но спустя несколько мгновений, он, продолжая слышать это слово внутри себя, вдруг осознаёт его смысл и радостно восклицает: – я прочитал – мама! Он осознал смысл этого слова, потому что в его голове возник образ его мамы. Здесь понимание слова не одновременно с его прочтением. Это одна из причин, почему дети читают медленно. Им нужно понять прочитанные слова и даже прочитанное предложение, а у них это происходит последовательно – сначала прочитал слово, а потом понял его. По мере того как нарастает скорость чтения, и соответственно автоматизм, внимание его всё меньше фиксируется на буквах и словах, которые читаются уже автоматически. Но это ещё не полный автоматизм, потому что ребёнок продолжает видеть слова и предложения, да и образы, возникающие в период чтения, ещё несколько запаздывают. До тех пор, пока ребёнок видит слова и предложения, он будет проговаривать их, и даже если не вслух, то все-таки будет шевелить губами. На этом этапе обучения чтению, процесс чтения не вызывает особой радости, он воспринимается как нежелательная работа. Но со временем, чтение станет автоматическим, и ребёнок уже не будет замечать ни слов, ни предложений, всё это возьмет на себя центр чтения, человек же в это время будет видеть образы и события, рисуемые автором читаемого произведения. Он будет слышать звуки, музыку или речь героев произведения, если они присутствуют в этом творении. Он даже будет чувствовать атмосферу, в которой происходят описываемые события. Вот теперь можно сказать, что человек умеет читать.
Можно привести ещё и такой пример: живут вместе два близких друг другу человека, и каждый из них старается не только понимать другого, но и ни говорить, ни делать то, что может обидеть другого человека или унизить его. Там, где есть возможность – сделать для него что-либо приятное, помочь ему, если в этом есть необходимость и его близкий человека согласен на эту помощь. И всё это делают оба по отношению друг к другу. Как и при чтении, пример, который мы только что приводили, вначале это будет требовать от человека определенных усилий внимания и бдительности. Но, со временем, это станет автоматическим, и не будет требовать от этих людей ни намеренного внимания, ни бдительности, но зато перед ними откроется новый более высокий уровень человеческих отношений, в которых не будет конфликтов, хотя могут быть разногласия. Но и разногласия для двух близких людей так же могут стать полем их внутренней работы. При этом каждый из них пытается как можно глубже и полнее понять другого человека. И если вначале это происходит намеренно, и на возникающих проблемах осознанно фиксируется внимание каждого из них, то со временем это так же становится автоматическим и тогда перед близкими людьми открываются ещё более высокие уровни отношений, неведомые людям, живущим обычной жизнью. В результате такой работы могут полностью исчезнуть разногласия, так как каждый из близких людей при этом будет только обогащать своё видение и понимание реальности мира за счёт приятия другого человека таким, каков он есть. Но тогда на передний план выйдут состояния людей, которые обычно люди не осознают не только у других людей, но даже у самих себя. Люди – бесконечные существа и, познавая друг друга, они этим самым, снимают один за другим покровы с бесконечности. Одной из очень важных особенностей познания друг друга является умение слушать другого человека. Обычно люди слушают слова, которые произносит собеседник, а слова – это только оболочка, тень знаний. Но так как люди чаще всего удовлетворяются информацией, содержащейся в словах, то они, можно сказать, слушают не человека, а слова. В то время как человека они «не слышат», и не осознают ни его состояние, ни его отношение к тому, что он говорит, да и к собеседнику тоже. Обычно, слушатели удовлетворяются оболочкой знаний, позади которой может ничего не быть. Тогда оболочка – пустышка. И, нередко, перебрасываются люди пустышками и довольны бывают друг другом, и пустым формальным общением. Им и невдомёк, что возможно общение другого рода, в котором человеческие души соприкасаются друг с другом и обогащают одна другую.
Или ещё пример, я его возьму из произведений Стефана Цвейга – Шахматной новеллы. Там бывший заключённый в камере гестапо долгие месяцы разыгрывал множество шахматных партий чемпионов мира, опубликованных в соответствующем сборнике. Он разыгрывал их десятки раз, и когда уже знал их наизусть, стал придумывать свои партии, пока не достиг безупречности, перешагнув за пределы мыслимого совершенства в шахматной игре.
Обратите внимание, здесь опять тот же самый принцип: вначале овладение «известным» до автоматизма, и за пределами автоматизма начинается творчество. Корни творчества всегда в непроявленном и чтобы пройти оболочку непроявленного требуются не только автоматизмы, но и усилие. Дело в том, что на определенном этапе формирования автоматизмов возникает своеобразное состояние усталость и отвержения. Это связано с тем, что направление, в котором обращено внимание, уже не приносит ничего нового и воспринимается человеком, как пустое повторение, не имеющее смысла. На этом этапе формирования автоматизмов, внимание перестаёт не только фиксироваться на том, что начинает выполняться автоматически, но и как бы отвергается вниманием. И тогда то, что совершается автоматически уже не является помехой для проникновения в запредельное. Отсюда, становится понятным эффект повторения мантры или молитвы. конечно их можно повторять автоматически и тогда такое повторение становится своеобразным фоном, которые может иногда даже не замечаться, но при этом не наступает состояние отвержения, когда мантра или молитва теряют своё значение и свой смысл, становятся как бы пустыми и в то же время требующими усилий, необходимых для повторения. Состояние усилия, как и автоматизм, тоже важно, так как для внимания мантра или молитва становятся неважными, теряют свою значимость, что позволяет вниманию проникать за пределы мантры или молитвы. Там за пределами внешней оболочки реальности, которая проявляет себя во всевозможных символах, информации, различных объектах, которые чаще всего так же являются символами, находятся истинные знания, которые проявляют себя в творчестве человека. Вспомним Николу Паганини, которого отец закрывал дома и заставлял его заниматься музыкой. И это стало для Паганини автоматизмами и даже содержало в себе элементы отвержения, что дало ему возможность проникнуть за пределы проявленного. То же самое мы можем сказать о Николе Тесле. Как в первом, так и во втором случае эти гениальные люди как бы стучали в определенную дверь, ведущую из проявленного мира в непроявленный. И благодаря настойчивости эти двери открылись и эти люди стали гениальными каждый в своей области.
Любое творчество имеет свой спектр от простого копирования того, что уже известно, до реализации невыразимого. Но в копию при этом вводится что-либо индивидуальное, которое делает её своеобразной по сравнению с оригиналом. Более высокие проявления творчества могут проявляться во всех видах человеческой деятельности, в культуре, искусстве, технике и в духовной работе. Если подробнее остановиться на духовной работе, то можно осознать, что она подобна снятию покровов, скрывающих тайны Божественного. Поэтому, духовная работа всегда сопровождается необходимыми усилиями. Духовный искатель постоянно стучится в двери неизвестного, непроявленного. И если у него достаточно настойчивости, то двери перед ним открываются и он входит в область неизвестного запредельного.