Стремление к знаниям – это стремление к осознанному единству, идущее от истинной части человеческого существа. Те из людей, которые находятся под влиянием преимущественно своего ума и витала, извращающих глубинные влияния, стремятся к единству с ценностями этого мира, которыми в основном являются власть, богатства и удовольствия. Смыслом жизни для них становится всё, что имеет значимость в этом проявленном мире. У других людей, которых на Земле не так уж много, сквозь ментальные и витальные искажения пробивается истинное стремление к знаниям. Но и это стремление так же имеет две ветви, одна из которых реализует себя в познании внешнего материального мира, раскрывая себя для познающих, всевозможными науками, проявляет себя в искусствах и философиях. Другая, совсем немногочисленная часть человечества стремится к познанию Божественной истины, пути к которой ведут через познание самого себя. Так как Вселенная имеет голографическую структуру, то познание самого себя ведёт к познанию всей Вселенной или познанию Бога.
Все духовные пути ведут к Богу или через познание самого себя, или же через веру. На определенном этапе духовной работы эти два пути сливаются в один путь, потому что стремясь к познанию Божественного человек однажды осознаёт, что это возможно только через единство с Ним и в то же время он начинает осознавать, что единство с Божественным заполняет его состоянием веры. Я говорю «состоянием веры», так как вера – это не знания, а состояние.
В человеке есть две основные части – внешняя, состоящая из физического тела, витала и ментала и внутренняя, которую мы называем Центральным существом, сформированная Дживатманом. Центральное существо, состоит из истинного ментала, витала и физического и, кроме того, позади физического сердца – сердца истинного, или Психического существа. Истинная – центральная бессмертная часть человека, одной частью своего внимания обращена к бесконечному Божественному, другой – к внешней части человеческого существа. Эти два полюса внимания можно сравнить с мостами, которые объединяют человека с Богом. Но до тех пор, пока человек не осознал свою истинную часть, мост, идущий от неё к внешней части человеческого существа остаётся не завершенным. Он как бы не дошёл до берега материальной реальности этого мира. А достроить его возможно только со стороны берега. Т. е. человек должен осознавать источник влияний, идущий из истинной части его существа, и все свои состояния и действия во внешнем мире соразмерять с влияниями, идущими изнутри, соответствовать им. Практически, влияния, идущие из глубины человеческого истинного сердца, являются своеобразным маяком, определяющим для человека направление концентрации его внимания. без осознания направления мост между внутренней истинной частью человеческого существа и его внешней частью не может быть сформирован. Любой поток внимания, пассивное ли оно, или же человек намеренно направляет своё внимание на какой-либо объект, всегда имеет два конца, один из которых направлен на какой-либо объект, другой – от объекта к источнику внимания. А так как внимание – это всегда взаимодействие, то в зависимости от интенсивности прямого потока, например, от человека к объекту, или обратного – от объекта к человеку, будет происходить трансформация того, который испытывает более интенсивное влияние потока внимания. Пассивное внимание, когда человек что-либо смотрит из любопытства или то, что для него привлекательно, например, какой-либо фильм по телевидению, всегда имеет более слабый поток энергии, чем тот, который идёт от объекта, потому что оно всегда настроено на приём. Человек при этом остаётся незащищённым от влияния извне. Поэтому, в таких случаях то, к чему привязано внимание человека, трансформирует его сознание.
Поток внимания, обращённый к Божественной истине – это всегда стремление к знаниям, которые расширяются для человека до бесконечности. Мы знаем, что даже точка, на которой сосредоточено внимание человека достаточно длительное время, увеличивается для него до бесконечности.
Человеческий ум может познавать целое только путём его расчленения, поэтому, для человека знание отделено от воли, бдительности, внимания и различных состояний, в которых пребывает человек и всё сущее во вселенной – от её статики и динамики, её пространства и времени. В действительности, всё это только грани реальности мироздания, или знаний. И в то же время мы можем говорить, что всё сущее во вселенной – это ничто иное, как проявление Божественной воли. Говоря о пространстве и времени, и всего, что в них проявлено, и все что существует в виде пока ещё непроявленных возможностей – мы опять-таки говорим о знаниях. Поэтому, можно сказать, что всё во вселенной, любые её движения – это в конечном счёте, только стремления к знаниям.
Всё в Божественной вселенной имеет свой спектр, то же самое мы можем сказать и о стремлении к знаниям. И если в нижней части этого спектра стремления к знаниям проявляются в чувстве голода и жажды, и поглощении пищи, на следующей ступени алчность проявляется в стремлении к богатству власти и значимости, и обе эти ступени проявляют себя на фоне жажды удовольствий. В то же время на более высокой ступени стремление к знаниям проявляют себя в страсти познавать мир за пределами всех его проявлений. На высших ступенях жажда знаний проявляется в стремлении к знаниям запредельного, в жажде быть единым с Божественным.