В пьесе Горького « На дне» Сатин – постоялец ночлежки, говорит, что «человек – это звучит гордо…». Здесь мне хотелось бы рассмотреть реальную значимость человека, не субъективную, которая всегда неверна. О том, что человек – царь природы – это он не только заявляет, но и проявляет в своих отношениях к ней, в которых он не щадит её ради собственной выгоды. Странное и невежественное существо человек, не правда ли? Но попытаемся посмотреть на человека, и его место во вселенной, объективно.
Одной из важнейших задач, которую должен решить в своей внутренней работе духовный искатель, является тщательное и даже беспощадное исследование самого себя. В этих исследованиях ум должен быть слугой сердца, потому что для ума доступны не знания, но только информация, которой он научился манипулировать весьма успешно. А информация – это не более как попытка описать знания, используя для этого символику слов или формул.
При исследовании самого себя человек невольно формирует «Свидетеля», который наблюдает за различного рода состояниями. И если в самом начале самоисследования, человек способен осознавать только те состояния, которые только что были, но уже прошли, то при настойчивом стремлении к осознанию различных состояний, которые проявляются в настоящем времени, однажды попытки увенчаются успехом – человек будет осознавать различные состояния и реакции эго одновременно с ними. Человек при этом осознает, что ни эго, ни всевозможные витальные состояния и реакции, им самим не являются. То же самое может обнаружить человек, исследующий самого себя, и на уровне ума и физического тела, которые являются автономными системами, каждая из которых выполняет предназначенную ей функцию. В результате такого самоисследования человек приходит к выводу, что всё, что прежде он считал самим собой в действительности является биороботом, действующим в этом мире по определенной заложенной в него программе, а человеком является только та часть в нём, которая свидетельствует активность биоробота. При дальнейших самоисследованиях человек обнаруживает, что в нём находится глубинная истинная часть, которая не подвластна внешним влияниям и не зависима ни от биоробота, который в действительности является только средством, позволяющим истинной части получать необходимый опыт в этом проявленном мире, ни от «Свидетеля», которым осознавал себя человек в период исследования своего существа. При этих исследованиях человек осознал ещё одно важное свойство истинной части в себе – Оно сознательно и способно влиять как на «Свидетеля», так и на внешнюю его часть, которую мы здесь называли биороботом. Таким образом, человек, исследуя самого себя, обнаруживает в себе несколько центров сознания. Наиболее тёмное сознание находится в его физическом теле, которое скорее можно сравнить с автоматом, действующим по определенной заданной программе. Затем следует его витальная подвижная часть, реакции которой очень часто непредсказуемы, основой этих реакция являются желания, стремления к удовольствиям, и стремления разрушать или избегать всего, что влечёт за собой неудовольствия. Более высокой частью биоробота является человеческий ум, который так же относительно независим и с трудом поддаётся влиянию человеческой воли. Исследуя эти три внешние части, которые мы прежде назвали биороботом, человек приходит к выводу, что они являются инструментами эго, которое, используя их, управляет большинством людей на Земле. При этом эго пытается полностью игнорировать внутреннюю истинную часть человеческого существа, которую исследователь может осознать, как источник света, любви, сострадания, и которая в отличие от внешней части человеческого существа, жаждущей тотального разделения, успеха, выгоды, стремится к всеобщему единству.
А что остаётся от того, который называет себя человек разумный, человек – царь природы и вообще «Человек – это звучит гордо»? Этот разумный царь природы, который звучит гордо, погрязший в вещизме и всевозможных пороках, жаждущий власти и богатства, и особенно – удовольствий, эго которого делает его мелким и даже ничтожным. В чём его значимость? В чём его величие и его предназначение? Разве не более благородным по сравнению с человеком выглядит обыкновенный хищник, который убивает только потому, что это необходимо для его выживания. Вспомним миллионные стада бизонов, которые паслись на бескрайних прериях Америки, и были, понаехавшими туда европейцами, уничтожены, не для мяса или шкур, а просто так. Они же уничтожили около ста миллионов индейцев и их уникальную культуру. Сделало ли это европейцев более счастливыми или богатыми? Они могли бы иметь больше, если бы не уничтожали ради уничтожения. Люди и сейчас уничтожают тела, умы, всё высокое и светлое. Они уничтожают всё живое на Земле и даже саму Землю. И во всём этом мы видим безмерную жадность человеческого существа, его порочность и ничтожность, и… его потенциальное величие, ради которого Земля принесла себя в жертву этому несносному существу, ползающему по её поверхности и повсюду оставляющему экскременты своей деятельности. Всё лучшее в человеке, за редким исключением, пока ещё заключено в его потенциальных возможностях.
Человек создал своё человеческое гетто среди природы Земли, которая не принуждала его к этому, но ему не нравились её законы, её гармония, её жертвенность. В человеке уже изначально горел неугасимый пламень жажды власти, богатства, насилия, беспредельность которых можно реализовать только через ложь и насилие, что не свойственно природе Земли. Человек стремился к всё возрастающим благам, выходящим за пределы необходимого и разумного. В то же время, живя по законам природы в гармонии со всем сущим на Земле, он должен был пожертвовать своим ненасытным стремлениям. И человек отделился от природы и создал своё цивилизованное гетто со своими законами, основанными на выгоде.
Создавая свой, независимый от законов природы, мир с его философией и технологиями, его рынком и идеями потребительства, человек не заметил, как попал под власть, сотворенного им голема. Более того, он не замечает, как созданный им голем с всё нарастающей скоростью ведёт его к деградации и гибели. Черта невозврата, которую перешагнула на этом пути современная цивилизация, является одновременно чертой, за пределами которой, рождается новое, более совершенное человечество. Это черта разделения, за которой следует бесконечный путь человечества, ведомого сердцем.
Мы живём в эпоху символов, которые только обозначают реальность, не являясь ею. Они, символы, как бы указывают направление, в котором эта реальность находится в нашей памяти, или может находиться. Они же характеризуют реальность, описывая её качества, и очень часто подменяют реальность. В этом случае носителем символа является какой-либо материальный объект, например, деньги. Это бумажные или металлические объекты, которые сами по себе не имеют ни какого практического значения, но люди договорились, что деньги являются мерой стоимости чего угодно, даже совести и чести. И деньги стали определять отношения людей друг с другом, и даже отношение с природой. Например, мы слышали песню о Карелии, в которой «…остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озёр». Мой знакомый недавно проезжал по этим, прежде прекрасным местам, и с печалью в голосе сообщает, что спилили ели-ресницы и отвезли в Финляндию, за что получили денежные купюры-символы стоимости. Остались голубые глаза озёр без ресниц. В действительности, любой объект внешнего мира, качества объектов, способы их взаимодействия между собой, любые идеи, стремления, желания и какие угодно состояния имеют свои символы, которыми люди при необходимости пользуются. Например, вы с кем-то из своих знакомых не только поздоровались, но и улыбнулись ему. Улыбка – это символ вашего хорошего отношения к нему. Каждое слово, которое вы произносите – это символы, обозначающие какую-либо реальность. Но даже сами предметы, которые мы считаем реальными, могут быть одновременно символами какой-то другой реальности. Например, дорогой легковой автомобиль – это символ достатка его хозяина. То же самое можно сказать о квартире, имеющей много комнат. Значимость человека, жильё которого находится в центре города больше, чем того, квартира которого располагается на окраине этого города. Можно ещё долго перечислять всевозможные символы, которыми пользуются люди. Практически, современный человек никогда не пользуется реальными объектами этого мира без посредничества символов. Он постоянно окружён символами, которые являются для него не только инструментами познания мира, но во многих случаях подменяют действительную реальность мира, на виртуальную.
Сам по себе любой символ, без связи его с реальностью, не имеет ни какого смысла, и значимость его равна нулю. К тому же реальность этого мира иллюзорна, а сама по себе иллюзия субъективна, потому что местом её возникновения является человеческая голова. Такого мира, каким его осознаёт человек, в реальности не существует. Действительно, материальные тела живые они или неживые, состоять из атомов, которые не имеют воспринимаемых человеком качеств. В конечном счете, материя – это энергия, не имеющая ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Она не твёрдая и не жидкая, а то, что мы воспринимаем как температуру – это только скорость движения атомов или его частей.
Очень важным свойством материи является то, что она является источником вибраций, которые могут иметь электромагнитную или иную природу. И каждый объект во вселенной излучает в пространство свою гамму частот, характеризующую излучающий её объект. И тогда вселенная заполнена всевозможными вибрациями, которые без адекватных для этих вибраций приёмников являются бескачественной пустотой. Это интересно! Человек живёт в иллюзорном мире, который является только измененной проекцией реальности. Сама же реальность не имеет ничего общего с тем, что воспринимает человек она – только волны и вихри сознательной энергии. Да и сам человек – это тоже иллюзия, действующая по программам, заложенным в него, и в этом смысле для вселенной он не более важен, чем любая другая форма жизни. Зная всё это можно только удивляться самомнению человека и его стремлениям к богатству и власти.
Человека можно рассматривать и с эзотерических позиций. Среди многих планов реальности, только план Земли для человека является проявленным. Но в действительности проявленность или непроявленность планов реальности зависит только от восприятия этих планов человеком. Если программы восприятия, заложенные в человека, настроены только на те частоты, которые соответствуют земному плану, то все остальные планы реальности будут для него непроявленными, и он их воспринимать не будет. Когда мы говорим о восприятии, то имеем в виду не только традиционные органы чувств. Человек воспринимает реальность мира всем своим существом. А восприятие – это всегда взаимодействие, благодаря которому окружающий человека мир, да и сам он в этом мире становится для него реальностью. Человека в этом случае можно сравнить с телевизионным приёмником, который информацию, принесённую на радиоволнах, превращает в изображения.
Но человек – универсальное существо, потому что в нём есть те части, которые созвучны другим планам реальности, и которые он в самом себе не воспринимает. Но это делает его уязвимым по отношению к формам жизни, обитающим на других планах реальности, так как они могут воспринимать в человеке то, что созвучно им. И не только воспринимать, но и воздействовать на доступные для них части человеческого существа. И эти их влияния человек осознаёт как различные эмоциональные состояния, желания, побуждения, стремления к чему-либо. Обратите внимание – эти всевозможные состояния являются средствами, посредством которых силы различных планов реальности управляют человеком, заставляя его взаимодействовать с реальностью земного мира, определенным образом. Так как различные эмоциональные состояния, влечения и побуждения человек осознаёт, как нечто происходящее в нём самом, то, разумеется, признаёт их принадлежащими ему. И тогда он говорит, что чего-то хочет, или не хочет, к чему-то стремится или чего-то избегает, и т. п. При каждом таком переживании человек выделяет порцию энергии, имеющей определенную частоту вибраций, которую, не воспринимаемые человеком существа других планов реальности, используют для собственного пропитания. Таким образом, человек, не осознавая этого, является средством, которое используется силам других планов реальности для их реализации на земном плане. И если с этих позиций посмотреть на человеческую гордыню, его самомнение, его значимость, то с прискорбием можно сказать, что все эти внешние проявления так же не принадлежат ему. Человек только средство, используемое силами других планов реальности в их стремлениях реализовать себя на земном плане. Но человека можно рассматривать и как невольного посредника между многими планами реальности нашей вселенной. Тогда, кто владеет человеком, тот владеет всей низшей сферой миров.
Для сущностей низшей сферы миров особенно привлекательно в человеке его внимание, которое является каналом, связывающим человека с теми объектами, на которые оно направлено. Поэтому, те силы, которые управляют вниманием человека, управляют самим человеком и даже, используя человека, всем миром. Отсюда, силы всех миров низшей сферы постоянно борются между собой за внимание человека. О том, какие силы одержали верх в этой борьбе можно судить по интересам и привязанностям человека во внешнем мире. Следовательно, человек – только марионетка сил, управляющих им, которые своими влияниями делают его таким, каким мы его сегодня знаем. Зная это, мы не можем за Сатиным повторять: «Человек – это звучит гордо…»
По проявлениям человека на сегодняшний день, можно думать, что это ничтожное, мелкое, лживое существо, мнящее себя царём природы. Да, это так, но среди серой копошащейся массы человечества уже появились те, которые наследуют Землю и Небо. Их немного, но именно ради них Земля жертвовала собой. Всё остальное человечество было только необходимой средой, колыбелью, в которой родилась надежда Земли. В настоящее время на Земле множится число людей-первопроходцев, идущих путями сердца и несущих свет тем, которые придут после них.
В отличие от всех других форм жизни, человеку даны бесконечные возможности восхождения к Божественной истине, и какими бы сложным ни были обстоятельства его жизни, они только способствуют совершенствованию человеческого существа.