Когда Иисус Христос сказал: «Имеющий уши, да слышит», то он имел в виду, что человек должен слушать сердцем. Это кажется непонятным тем людям, которые привыкли слушать головой – они слушают ушами, чтобы понимать умом. Для этого ум выстраивает цепочку умозаключений, делает выводы, которые, по его мнению, приводят к пониманию. Но понимание всегда происходит при соприкосновении с знанием, и для этого не нужны какие бы то ни было умозаключения. Ум не является инструментом знаний, потому что способен манипулировать только информацией. Правда, информация может указывать направление, где могут быть знания, но прикоснуться к знаниям и даже стать единым с ними, может только сердце.
Духовный искатель должен чётко различать, когда он слушает умом и когда слушает сердцем. Это различение необходимо, так как на внутреннем пути человек должен уметь слушать сердцем. Для человека, избравшего внутренний путь, не может быть обстоятельств, при которых он иногда слушает умом, а иногда сердцем, потому что ум – инструмент низшей природы, а духовный искатель на внутреннем пути должен превзойти её, поэтому всё, что хоть в малейшей степени может привязывать человека к ней, должно быть преодолено.
Обратите внимание, что у человека для восприятия внешнего мира есть пять основных органов чувств. Другими словами, внешняя природа человека уже изначально делит единый мир на отдельные его качества, которые могут быть описаны умом и превращены в определённую информационную картину. Эта картина состоит из слов-символов, которые не имеют качеств, воспринятых внешними органами чувств, потому что ум всё обесцвечивает, разделяет и лишает жизни; создаёт законы, правила, рассчитывает, диктует условия, в рамках которых должна функционировать жизнь. Он учреждает формы религий, утверждая через них догмы, которые почти всегда далеки от идей, являющихся сердцем религий. И он же создаёт социальные институты, похожие на единый концентрационный лагерь, разделённый на множество секций и клеток с окном под потолком, в каждой из которых заключён человек. Похоже, что он создаёт формы не для того, чтобы через них показать людям истинное содержание и суть идей, заключенных в эти формы, а для того, чтобы скрыть их.
Но, кроме того, ум одновременно является надзирателем над жизнью, не позволяя ей выходить за пределы, созданных им ограничений. Для ума не нужны гении, так как они выходят за рамки его компетенции, и его вполне устраивают посредственности. И для ума опасны люди, избирающие пути сердца, потому что они не понятны для него и недоступны его ограничениям. Всё высокое, прекрасное, идущее из сердца, ум старается извратить, опошлить, разрушить, ну а если это ему не удаётся, то – превратить в религию, за внешними формами которой постарается похоронить истинное содержание.
Но у ума нет будущего, потому что жизнь на Земле создана для торжества путей сердца, и то, что ум пытается доминировать в современном мире над сердцем – это явление временное и близко то время, когда он займёт подобающее ему место в жизни человечества – слуги сердца.
Уметь слушать – это внимать сердцем, отстраняя назойливый ум, пытающийся перекрыть канал сердца. И если человек слушает сердцем, то всё внешнее замирает, останавливается, ум и тело перестают быть активными, человек неподвижен и молчаливое неподвижное внимание устремлено к своему сердцу, в котором открываются знания, созвучные внешней информации. И совсем не обязательно, чтобы эта информация шла от ума, была вербальной, потому что внешний мир проникает в наше существо потоками образов, через наши органы чувств, а это так же информация. И на все эти влияния в сердце человека открываются знания, которые человек может осознать только тогда, когда его внимание какой-то своей частью будет обращено к сердцу. Это – медитация.
Духовный искатель знает, что слова, которые он слышит или читает или же другие формы информации, идущие извне – это только средства, помогающие открыть знания в сердце, поэтому его внимание постоянно приковано к своему сердцу. Он знает, что любые внешние действия, например, разговоры во время еды, не позволят слушать сердцем. Конечно, человек при этом будет слышать и даже знать, о чем идёт разговор, но для него останется недоступным осознание внимания сердца. Он не сможет войти в состояние медитации, в которой ему могут открыться знания.
Шри Ауробиндо говорил, что нужно жить изнутри, а это возможно только тогда, когда мы постоянно пребываем в своём сердце. Сердце не принадлежит этому проявленном миру – оно только использует его для своего внутреннего опыта. Всё, что приходит к нам из внешнего мира не является важным, значим только отклик, который мы можем осознать в своем сердце. Мы помним, что все события, происходящие за пределами нашего существа, мы осознаём только тогда, когда они отражаются в нас. Наши взаимоотношения с реальностью этого мира возникают только тогда, когда отражённое внутри нас событие, осознаётся нами или с позиции ума, или с позиции витала, или же с позиции сердца. Исследуя самого себя, мы осознаём, что позиция ума и витала – непостоянна, так как во многом зависит от нашего настроения и может быть окрашена в тот или иной эмоциональный цвет, в зависимости от внешних влияний. В то же время позиция сердца не зависит ни от внешних влияний, ни от нашего эмоционального состояния. Она точно маяк, среди вечно волнующегося изменчивого моря, указывающий направление всем блуждающим в тумане кораблям, которым грозят мели или прибрежные скалы, на которые их могут выбросить непредсказуемые волны.