Для всего живого на Земле, и тем более для человека, формирование эго явилось очень важным средством для создания индивидуальности существа. Исчезновение же этого ограничивающего эго есть единственное условие и необходимое средство для того, чтобы эта космическая Жизнь достигла своей божественной полноты: ибо только так сознательный индивидуум сможет найти свое трансцендентное «Я», свою подлинную Личность. И в то же время человек, сознательный индивидуум, чтобы найти своё трансцендентное «Я», должен преодолеть своё ограничивающее эго. Таким образом, в работе духовного искателя здесь просматривается две стадии. На первой – формируется эго индивидуальности, и когда индивидуальность сформирована, человек может вполне сознательно направлять свои усилия для выхода в вечную беспредельность своего Высшего «Я»
Перед современным человеком открыты два пути. Первый из них видит своей целью удовлетворение своих ментальных, витальных и физических потребностей самого себя или коллектива, частью которого он является. Становясь на другой путь, ведущий к духовности, человек подчиняет эго интересам души. И тогда направленность внимания эго на ценности этого материального мира, меняют свой вектор в сторону духовную, философскую или религиозную, нередко оккультную.
Эго присуще всему живому. Благодаря эго возможны отношения между «я» и «не я» на проявленном плане Земли, так как эго отделяет существо от того, что его окружает. Эго существует как на уровне физического разума, так и на уровне витального и ментального. Насекомые и животные могут не осознавать своё эго, но, тем не менее, они ориентируются в той обстановке, которая их окружает, и которая не является их «я». Таким образом, эго не только формирует индивидуальность существа, но и отделяет его от внешнего мира.
Человеческое эго на ментальном и витальном уровнях, в его взаимоотношениях с другими людьми, не только стремится к сохранению индивидуальности, но и к значимости, превосходству, исключительности. При этом почти всегда используются средства этого проявленного мира. Поэтому, для духовного искателя, жаждущего выйти из-под зависимости окружающего его мира, эго является существенным препятствием в его стремлениях. И, кроме того, дух превосходства, значимости, исключительности, характерный для эго, препятствует восхождению сознания человека, делает его не восприимчивым к вибрациям более высоких планов сознания.
И если целью человека является духовное освобождение или духовная полнота, то выход за пределы эго является настоятельной необходимостью. Человеческий эгоизм и удовлетворение запросов эго не могут привести к божественному совершенству и освобождению. Очищение от эгоизма необходимо даже в том случае, когда речь идет об этическом прогрессе и облагораживании нравов ради улучшения и усовершенствования человеческого общества; а тем более это важно для обретения внутреннего мира, чистоты и блаженства. И, кроме того, освобождение не только от эгоизма, но и от идеи эго и чувства эго необходимо для возвышения и преобразования человеческой природы в божественную. Есть прямая зависимость между степенью освобождения от ограничений ментального и витального эго и широтой нашей жизни, и даже нашим знанием, силой и полем нашей деятельности. Даже цели, преследуемые человеком в этом материальном мире, легче всего достигаются не за счет удовлетворения мелочных запросов эго, а благодаря обретению свободы в более высоком и широком «я». В ограниченном бытии нет счастья, – приносит счастье широта существования. Эго, по самой своей природе, есть ограничение и скудость бытия; оно сужает сознание, и вместе с этим сужением приводит к невозможности полноценного познания реальности мира, оно ограничивает и ослабляет силу знания, и в результате этого приводит к слабости воли и неспособности к познанию. Оно приводит единство к разделению и вместе с этим разделением ведёт к дисгармонии и недостатку сочувствия, любви и понимания, оно подавляет и фрагментирует радость существования, заставляя людей ощущать боль и страдание. Чтобы вернуть утраченное, необходимо вырваться из под влияния эго. Эго должно исчезнуть в безличности, раствориться в более обширном космическом «Я», которое по своей сути является духовным, и его не следует путать с коллективным существованием, даже с групповой душой или жизнью и телом какого-то человеческого сообщества или даже всего человечества. Коллективное сознание человечества – это всего лишь более широкое эго или сумма индивидуальных «я», имеющее ту же природу, что и сознание отдельного человека. Оно, скорее, даже более искажено, более темно, спутано и инертно, чем индивидуальное эго.
Но как далеко должен идти человек в устранении эго? На пути Знания мы достигаем избавления от чувства эго, привязывающего нас к телу, жизни и уму и вынуждающего говорить о любом из них или обо всех вместе: «Это – я». Мы должны не только избавиться от «я» делателя, и научиться видеть в Божественном источник всех трудов, но также отбросить чувство эго, из-за которого мы вынуждены принимать проявления нашего бытия за наше Истинное «Я», наш Дух. Но даже если все это сделано, остается едва различимое ощущение отдельного «я», и пока это глубинное чувство эго сохраняется, абсолютное освобождение невозможно. Эгоистическая жизнь может вполне продолжаться, опираясь на это основание, даже если ее сила и интенсивность сведены до минимума. Но необходимо идти дальше, отбросить также и это смутное ощущение себя отдельной личностью и возвратиться к сознательному существу – Дживе, в котором эта отдельная личность находит опору и тенью которого является; эта тень должна исчезнуть, явив в результате своего исчезновения чистую и незамутненную субстанцию духа.
Этот Джива не является ментальным эго, в отличие от ментального существа, витальных и физических частей, не связан привычками, законами и процессами низшей природы. Он является духом, превосходящим Природу. И хотя он соглашается с ее действиями, отражает ее настроения и поддерживает ум, жизнь и тело, – через которого она навязывает эти действия и настроения сознанию души; но сам по себе Джива является творением универсального и трансцендентного Духа. Этот Дух является глубочайшей Сущностью нас самих, которого мы должны познать, он является бесконечным существованием, в которое мы должны проникнуть. Каким бы путем духовный искатель ни следовал, это должно быть его целью. Он должен быть единым с Божественной волей на вершине своего существа и своего сознания, но также в глубинах и на всех уровнях своего существа, в противном случае он может быть освобожден лишь от иллюзии индивидуальных усилий, но не от иллюзии отдельного существования и ощущения себя отдельным инструментом Божественного. Духовный искатель трудится, как слуга Божественного, но главная цель его заключается в единстве с тем, кому он служит и кого реализует. Именно к этому высочайшему единству ведет путь знания, желание достичь абсолютного единства побуждает идти по этому пути.
Осознавая необходимость последовательно избавляться от эгоизма человеческой тройственной природы – ум, витал и тело – и ее чувства эго, человек приходит к осознанию духа, Высшего «Я», Дживы – повелителя нашего индивидуального человеческого проявления. Затем, осознавший свою свободу и независимость от эго Дживанмукта (человек, сознание которого соединилось с Дживой), должен, погрузиться в Божественное бытие. Истинное «Я» человека должно стать единым с Высшим «Я» и единым с «Я» Всего (Трансцендентным «Я»). «Я» духовного искателя должно слиться с космическим духом, который в свою очередь должен быть превзойден в трансцендентном Бесконечном.
Этого не сделать без искоренения чувства эго в самом его источнике и основе. На пути Знания от него избавляются, прибегая как к негативным методам – отрицая саму реальность эго, так и к позитивным – постоянно сосредоточивая ум на идее Единого и Бесконечного, пребывающего за пределами всего, и одновременно во всем. Если эти методы практикуются с настойчивостью и упорством, то взгляд на себя и весь мир начинает меняться, происходит своего рода ментальная реализация, при которой происходит осознание глубинной и сокровенной сути нашего существа. При этом духовный искатель начинает ощущать нечто неописуемое и безграничное, глубочайший покой, тишину, радость и блаженство, чувствовать всепроникающее Присутствие Невыразимого.
Но и в этих условиях эго продолжает упорствовать в своих проявлениях и привычных реакциях, но возрастающий покой Единого становится все более и более естественным и, в конце концов, происходит полный отказ от эгоистических движений и постоянное пребывание всего сознания в реальности Всевышнего.
Когда сознательное бытие духовного искателя становится достаточно чистым и ясным, у него появляется возможность устойчиво пребывать в более высоком сознании. Ставший безличным, Дживанмукта, живет, обосновавшись высоко вверху, и оттуда осознаёт прежние природные движения в своём существе. Деятельность трех гун Пракрити в его внешнем существе не может затронуть его, и даже приступы печали и страдания не в состоянии нарушить его невозмутимый покой. Затем, этот покой овладевает всей низшей природой и во всём человеческом существе воцаряется нерушимая тишина, в которой Джива становится полным хозяином на всех уровнях человеческого существа.
Божественный, делающий себя полем своей собственной работы внутри себя самого, в единстве своей бесконечности и в то же время бесконечном в своём многообразии – вот в чем заключается Божественная истина. Когда индивидуальное сознание восходит к этой истине и начинает жить в ней, тогда, даже находясь на уровне низшего существования, Джива остается всегда единым с Божественным и больше не подвержен заблуждениям эго и зависимости от низшей природы, и всецело находится во власти Высшего «Я».