Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ДЕГРАДАЦИЯ ВНИМАНИЯ

Петр Зорин

Существует глубинный поток внимания, который удерживает в себе человеческое мировоззрение и, соответственно, целостность человеческой личности. Поток потому, что человек – текучее существо и его личность постоянно изменяется в зависимости от состояния внешней реальности. Мы называем это адаптацией человека к социальным  и природным условиям. Но когда мы говорим о текучести человеческого существа, и его способности к адаптации, то имеем в виду, что при этом индивидуальность человека сохраняется. Например, интроверт и экстраверт будут приспосабливаться к внешним условиям неодинаково, и даже приспособившись они останутся как и были интровертами и экстравертами. Или же человек с психологией раба и психологией свободного человека, будут неодинаково адаптироваться к одним и тем же условиям. При этом первый останется рабом, а второй – свободным человеком. 

Но человек – это разумное существо, способное к самоосознанию, и поэтому он ещё и эволюционирующее существо, и в своей эволюции, в первую очередь эволюции сознания, он приспосабливает мир для удовлетворения своих собственных нужд. Но это не самое важное качество человека, отличающее его от высших животных, которые так же по мере своих возможностей приспосабливают внешние условия для удовлетворения своих нужд. И это могут делать не только человек или теплокровные животные, но и муравьи, термиты и другие насекомые. Например, муравьи строят коллективные жилища, в которых поддерживают определенную температуру и влажность, пасут тлей, разводят грибы. А вот жук-серебрянка строит для себя жилище под водой и заполняет его воздухом, без которого он погибнет. Конечно, можно сказать, что всё это инстинкты, а не сознательные действия. Но всё инстинктами не объяснишь, потому что инстинкты – это тоже знания, необходимые для выживания в этом мире. Можно сослаться на миллионы поколений определенных форм жизни, которые постепенно выработали определенные навыки и передали своему потомству. Но смущает эпизод, описанный одним энтомологом, который разводил определенную породу пауков с целью их изучения. Углы помещения, в котором разводились эти насекомые, и потолок были заплетены сетями паутины. Но однажды энтомологу пришла в голову мысль, а что будут делать пауки, если им мешать заниматься изготовлением ловчих сетей? Он приклеил к потолку при помощи пластилина множество нитей, на концах которых были прикреплены небольшие металлические шарики. После этого он каждый день раскачивал эти шарики, повреждая этим самым паутину. По крайней мере, он вносил путаницу в их работу. Пауки – большие аккуратисты и «знатоки геометрии», не могли долго терпеть тот хаос, который вносил в их работу человека. Однажды, когда энтомолог очередной раз зашёл в помещение с пауками, он обнаружил, что все металлические шарики подняты и приклеены к потолку. Что, это тоже инстинкт? Как они додумались до этого? Кто их научил? У насекомых мозги, практически, отсутствуют. И таких примеров не только среди высших животных, но и насекомых и даже растений, реакции которых на определенные внешние обстоятельства могут быть вполне разумными, можно привести много. Внимание и память отделить от разумности очень сложно, особенно в тех случаях, когда это касается человека. Попробуем рассмотреть эту проблему на примере чтения. Ребёнок знает, как звучат символы – буквы. Вы предлагаете ему прочитать слово: «мама». Он читает эти символы, каждый отдельно от другого. И тогда буквы не объединяются в символ слова. Но предложите ребёнку озвучивать первую букву этого слова и в то же время смотреть на вторую букву, и как только произойдёт её узнавание прочитать её. Тогда получиться: м-м-м-а-а-а. ребёнок удерживал своим вниманием первый символ и озвучивая его, перевёл своё внимание на второй символ. Внимание вместило в себя два символа, объединило их, и пришло понимание. Теперь это не просто м-а, а ма! Смысл появляется только в единстве. В разделённости смысла нет. То же самое происходит при объединении нескольких слов в одно осмысленное предложение – внимание удерживает череду слов, как одно последовательное целое. И если объединенная последовательность слов достаточно велика, то человек в ней осознаёт определенный смысл. Если же внимание человека разорвано, то смысл, заключённый в предложении или не улавливается, или же искажается. Таким образом, внимание как бы склеивает слова в одно смысловое целое. И не только слова, но и действия, и череду объектов внешнего мира, и череду событий. А так как человек, если осознавать его с позиции потока времени, одномерное существо, то и вся череда событий его жизни создаёт историческую целостность его личности. Точнее, историческую окраску значимости его личности.

Мне очень хотелось бы, чтобы люди поняли значение внутреннего потока внимания, который определяет и подчиняет себе всю их жизнь. Этот поток можно сравнить с сильным ветром, который склоняет травы, кусты и кроны деревьев в ту сторону, куда он дует. Травы и деревья – это наши стремления, желания, привычки, а сам поток внутреннего внимания несёт нас в сторону нашего смысла жизни. Этот внутренний поток может существовать в человеке изначально, или же если этот изначальный поток выражен слабо, то он может формироваться внешними влияниями. Очень важно, чтобы люди осознали силу и направление этого потока, чтобы участвовать в формировании его и управлении им.

У большинства людей внутренний поток внимания похож на дерево баньян, которое множеством своих дочерних стволов крепко привязывает его к земле. У немногих людей внутренний поток похож на секвойю, устремленную в небо. А есть и такие люди, и их немало, внутренний поток которых, подобен рекам, уходящим в песок. Наиболее безнадёжны потоки, берега которых заделаны в гранит, потому что направление их определено раз и навсегда. Они могут гордиться красотой своих парапетов и своей цивилизованной изысканной неизменностью, они могут презирать тех, которые ещё не приобрели гранитные набережные, но они не знают, что такое свобода.

Внешнее внимание, как мы уже говорили, определяется потоком внутреннего внимания, в свою очередь, внутренний поток внимания во многом формируется внешними обстоятельствами. И между ними раскинулось поле мировоззрения. Правда, не у каждого человека это поле – есть много людей, у которых не поле, а только грядка с немногими растениями интересов на ней, а есть и такие люди, которые не имеют своего поля мировоззрения и подобно перекати-полю катятся в тех направлениях, куда дует социальный ветер. Для тех, которые стремятся к власти над миром, над всем человечеством люди с мировоззрением перекати-поля очень удобны, так как их цели сиюминутные, благодаря чему их интересами очень легко манипулировать. Но, для того чтобы сделать мировоззрение людей мелким, цели коротким, а интересы сиюминутными, чтобы не было у людей стремления к объединению ради каких-то высоких идей можно искусственно создать эпидемию болезни, которую в психологии называют дефицитом внимания. Особенностью этого заболевания является то, что человек, поражённый дефицитом внимания, живёт только для себя, для своих удовольствий. Это его характеризуют слова: «Хлеба и зрелищ». Его не интересует ни благосостояние семьи, ни состояние своего народа, своей страны. Он не нуждается в каких-то объединениях, имеющих далёкие патриотические или духовные цели. Для него размыт смысл таких понятий как честность, порядочность, чувство долга. Он не знает, что такое настоящая любовь, сострадание, жертвенность. Но зато он хорошо знает, что такое выгода, удовольствие, значимость. Его не волнует состояние природы, государства, народа, живущего в этом государстве или отдельных людей, если за их счёт он может получать удовлетворение, удовольствие, выгоду, или повышать свою значимость. На самом деле – это психология потребителя, раба, богом которого являются деньги. И не важно как высоко в социальной иерархии находится такой недочеловек – мировоззрение его мелко и узко, интересы эгоистичны. Такие люди всегда одиноки, потому что они не могут общаться, так как в реальном общении всегда присутствуют элементы бескорыстной жертвы, а жертвовать бескорыстно они ничем не могут. Они полны самими собой и в этой полноте нет места никаким высоким стремлениям или чувствам, и молятся и служат они только одному богу, деньгам, который требует от них только одного – чтобы они усердно служили и поклонялись ему. Этот бог не имеет чести, совести, любви, сострадания, поэтому те, которые служат ему, постепенно уподобляются ему.

В этой религии денег, как и в любой другой религии, есть свои священники и прихожане, причём, прихожане все стремятся стать священниками. Все иерархи этой религии каждую минуту своей жизни заполняют служению своему богу, это те, которые держат в своих руках все основные богатства Земли и власть. Прихожане, в свою очередь стремятся походить на своих священников. Каждая религия стремится сохранить своих последователей, формирует их мировоззрение со своими правилами и ритуалами, и в этом направлении священнослужители прилагают соответствующие усилия. И самым главным в их работе является воспитание у своих прихожан разорванного сознания, мелкого и направленного на служение богу денег мировоззрения. Для этого они используют средства массовой информации.

Рекламы воспитывают в телезрителях потребности и определяют ценность материальных благ. Человеку при этом совсем не обязательно иметь своё мнение, и даже согласия с тем, что ему навязывается. Предположим, ему не интересна реклама, и он только пережидает эту рекламную паузу, чтобы смотреть продолжение фильма или какую-либо футбольную игру. То, что человеку не интересно, уходит в его подсознание и оттуда определяет его вкусы. Не напрасно телеведущие, часто, говорят, чтобы зрители в период рекламной паузы не переключали каналы. Человек смотрит какой-либо телефильм, в котором события идут с определенной скоростью и в определенной последовательности. Телезритель хотел бы задержать своё внимание на каком-то эпизоде, чтобы глубже понять его, но эпизод прошёл, и человек, часто и подолгу сидящий у телевизора, привыкает не останавливать внимание на том, что ему важно, что ему хочется понять глубже и даже привыкает к поверхностному восприятию реальности мира, не задумываясь о реальной сути всего происходящего в нём.

Позади событий, которые нам демонстрирует телевизор – или жестокость, страдания, жажда денег, власти, удовольствий. Но телезритель смотрит события, а не идею этих событий, вниманием человека управляет телевизор, а тот, кто владеет вниманием человека, тот и трансформирует его. И трансформирует навязчивая, повторяющаяся идея, а не какой-то временный сюжет. Вы конечно же замечали, что позитивных киносюжетов очень мало, и если человек смотрит фильмы, в которых полиция, предположим, борется со злом и человеку не показывают фильмы, в которых  основной идеей является мирная созидательная жизнь, пусть даже с юмором, то у телезрителя формируется мнение, что этот мир жесток, полон насилия и лжи, и выживают наиболее сильные, изворотливые, значимые, а «среди волков быть, по-волчьи выть». Смотрите приключенческие фильмы, там позади сюжетов, часто действительно захватывающих, основной идеей являются – деньги, сокровища, власть и удовольствия или наслаждения. Известно, что внешние обстоятельства и вообще то, что захватывает внимание человека, то и воспитывает его, формируя его мировоззрение. Но тогда телевидение формирует у человека примитивное мировоззрение, в котором ему не надо глубоко задумываться над сутью происходящего, все его интересы во внешнем мире для него определит реклама, а идейное содержание его мировоззрения будет заполнено скрытым смыслом современных фильмов.

Современное человечество в основной своей массе не любит читать, а часто и не умеет. Уметь произносить последовательно напечатанные слова – это ещё не означает уметь читать. Однажды Максим Горький сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». А плохим? Может быть тоже книгам, особенно говорящим. Когда человек читает текст, то скорость его чтения постоянно меняется, так как скорость понимания различных частей текста не одинакова. А если я слушаю текст, и что-либо не успел понять, то мне остаётся только вздохнуть и слушать дальше. Конечно, я могу ещё раз прослушать этот же самый текст. Но центр чтения и центр понимания речи в головном мозгу находятся рядом, это около лобных долей мозга. А вот слушаем мы височными долями мозга и то, что мы слушаем, понимать труднее. Тоже самое можно сказать и о зрительном восприятии телевизионных сюжетов. Мы многое не понимаем или не осознаём, потому что смотрим мы затылочными отделами мозга, а понимаем лобными его отделами, рядом с которыми находится центр чтения. В результате всего этого мы постепенно глупеем, не замечая этого, потому что глупеют все с одинаковой скоростью, теряем волю и начинаем надеяться на тех, которые там вверху всё за нас решат и скажут нам что мы должны думать и как думать.

Служение богу денег имеет очень важные особенности, которое определяется фразой: «деньги не пахнут». И неважно, каким путём были приобретены деньги, важно, что они у вас есть. Непогрешимость денег подтверждает, что на них можно купить всё, даже правосудие и президентов.

Ведёт к деградации сознания и уродливому формированию мировоззрения человека и такая повторяющаяся ситуация, когда он слышит, как власть имущие дают правильную оценку всему происходящему в своей стране, правильно говорят о том, что необходимо делать для её будущего возрождения и процветания, но в то же время для этого ничего не делается, или делается, но только для того, чтобы ситуация в стране стала ещё хуже, чем была вчера. У человека – зрителя или слушателя, возникает состояние тупика, в котором он видит, что реально происходит во внешнем мире, но сам ничего сделать не может, а власть имущие ничего делать не хотят. Ничего! Совсем как в басне И. А. Крылова – «Кот и повар».  Человек хорошо понимает, что при таком положении дел у страны нет будущего. И мужчины не хотят работать, женщины не хотят рожать. Для чего жить? И народ вымирает, потому что у него нет будущего, он не знает, для чего он должен жить. Человек – социальное существо и даже на уровне подсознания он чувствует атмосферу паразитизма и хищничества, которая процветает в его стране, но ничего сделать не может. Он знает, что всё в стране принадлежит небольшой кучке богатых людей, и не хочет делать их ещё богаче, так как ему не оставляют даже необходимых средств для его семьи. И обездоленный человек не может быть толерантным к тем, кто обездолил его. И в этой атмосфере, уже в период зачатия, закладывается агрессивность и отсутствие стремления что-либо знать, чему-либо учиться. А зачем? Если дипломы и диссертации можно купить, если быть богатым можно,  не имея образования, если твоё собственное благополучие и благополучие твоей семьи зависят не от конституции, не от законов и их блюстителей, а, опять-таки, от денег.

Не последнее место в формировании человеческого мировоззрения, сознания и соответственно отношение к реальности мира, имеет и постоянное осознание несправедливости, на которую человек никак не может повлиять. Очень важно знать, что когда человек оказывается в состояниях тупиков, из которых он выйти не может, он начинает катастрофически быстро деградировать. Он начинает убивать себя пивом, водкой, никотином и ещё множеством других наркотиков. Он становится агрессивным и глупым. Он теряет жажду знаний и жажду жить.

Человек – социальное существо, и когда в нём есть естественное стремление жить, то в этом стремлении всегда есть желание жить не только для себя, но и для других. Но это качество, изначально присущее человеку, опасно для тех, которые стремятся к власти над человечеством. Опасно потому, что стремление жить для других порождает альтруизм, патриотизм, приводит к объединению людей в группы единомышленников для борьбы с несправедливостью, и порождает стремление помочь в беде более слабым.

Утверждение, что естественное стремление жить, всегда есть стремление жить не только для себя, но и для других, может показаться сомнительным, потому что у людей уже от рождения могут проявляться крайне разрушительные и эгоистические склонности.

Существует множество вариантов отклонений от нормы, как психопатических, так и акцентуаций личности. И мы можем увидеть довольно разнообразный спектр человеческих личностей, в котором с одной стороны находится совершенно гармоничная личность во всех своих проявлениях, а с другой – крайняя патология, в которой отдельные грани гармоничной личности могут быть гипертрофированными или, напротив, отсутствовать вовсе.

Опубликовано