Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОГДА УЧЕНИК ГОТОВ – УЧИТЕЛЬ ПРИХОДИТ

Петр Зорин

Шри Ауробиндо говорил, что человеку потребуется тридцать лет внутренней работы, чтобы придти к просветлению. Другие учителя утверждают, что для того, чтобы получить просветление, необходимо соответствующее влияние живого учителя. А некоторые учителя приглашают ищущих идти за собой, обещая им, что они приведут их к заветной цели – просветлению. Примером такого рода учителя может быть ныне покойный Шри Чинмой. Мы все в одной лодке, говорил он своим последователям, я у руля, потому что я знаю направление. Полностью положитесь на меня, и ни о чём не заботьтесь.

Для каждого человека его духовное предназначение и путь, которым он идёт для реализации этого предназначения – индивидуальны, потому что нет двух людей, которые по своей внутренней психологической структуре были бы одинаковыми. 

В духовной практике важна не цель, к которой стремится ищущий, а важно само стремление. В течение своей жизни человек может и не достичь своей цели, так как жизнь человеческая очень коротка. Важен не метод или способ, а состояние, в котором совершается это стремление. Важно не само преодоление препятствий, приводящее к успеху во внешнем мире, а те изменения на путях к совершенству, которые происходят в человеке при их преодолении.

Одни и те же препятствия во внешнем мире служат одновременно как тем, которые хотят быть успешными в своих внешних делах, так и тем, которые избрали для себя внутренний путь. И если первые совершают усилия, чтобы преодолеть препятствия, то вторые – чтобы стать самим совершеннее.

Но почему не все люди стремятся к внутреннему совершенству? Почему для одних людей ценности мира более важны, чем собственное совершенство? Всё человечество можно рассматривать как единый живой организм. И если в нашем теле различные органы выполняют различные функции, благодаря чему тело живёт, и иногда выживает даже в экстремальных ситуациях, то это происходит только потому, что каждый из органов человека выполняет своё предназначение. И ни один из них не стремится занять место другого органа. Каждый орган должен быть совершенен, выполняя свою функцию, и, например, почки никогда не достигнут совершенства головного мозга, но они могут быть совершенными при выполнении своего предназначения. Так же и люди, – одни выполняют своё предназначение, продлевая род человеческий и воспитывая своих детей, другие создают необходимые блага, без которых человеческая жизнь на Земле невозможна, третьи защищают свой народ, а есть те, кто управляет и гармонизирует взаимодействие различных частей всеобщего человеческого организма. Конечно, эти последние, ничего не делают для себя, иначе этот организм может тяжело заболеть и даже погибнуть.

Тогда нам понятно, что этот проявленный мир с его ценностями не может существовать без тех, которые обслуживают его и этим самым выполняют своё предназначение. Благодаря этому мир, в котором мы все живём, приобретает те качества, которые необходимы для людей, избравших для себя внутренний путь. Но тогда почему одни люди избрали для себя пути этого проявленного мира с его ценностями, а другие стремятся к тому, что выходит за пределы этого мира?

 – Всё зависит от зрелости Психического существа человека – его истинного «Я». Те люди, у которых Психическое существо ещё не вполне зрело, имеют предназначения, связывающие их с ценностями этого проявленного мира. Если же зрелость Психического существа достаточно выражена, они стремятся к более высокому предназначению. И это стремление проявляется в них в начале в одной из субличностей, имеющей более высокие вибрации. И тогда они становятся ищущими, потому что их перестают удовлетворять ценности этого мира. И это время, когда к ним приходит учитель. Не следует думать, что учителем обязательно должен быть человек, который может указать направление пути и методы работы над собой. Учителем может быть кто угодно и даже что угодно. Очень хорошим примером может быть Ньютон, для которого одним из учителей было падающее яблоко, которое подсказало ему закон всемирного тяготения. Но Ньютон был готов к этой подсказке и поэтому осознал её. Но чаще всего учитель приходит, когда ученик не готов встретить его, и тогда он просто не замечает учителя. Быть готовым к встрече учителя, это значит, стать созвучным ему. Но любые духовные учителя в человеческом теле, и даже Бог, останутся незамеченными, если внимание человека будет направлять его ум, а не его сердце.

Опубликовано