Бог дал человеку величайший дар – осознанное внимание, которое можно назвать средством, без которого эволюция человека была бы невозможной. Сначала рассмотрим значение осознанности. Быть осознанным, значит иметь внутри себя «свидетеля», который, оставаясь неподвижным наблюдателем, может осознавать, как внешнюю деятельность человека, так и внутренние различные состояния, возникающие в ответ на всевозможные внешние влияния. Быть осознанным – это значит, быть пробужденным. Обычно люди захвачены событиями внешнего мира, его идеями и целями, вокруг которых этот мир вращается. Если динамическую сторону внешнего мира сравнить с рекой, то люди, увлекаемые её струями, не замечают, что они находятся в их плену, так как скорость движения струй реки и их собственное движения в этой реке – совпадают. Люди захвачены движениями реки, И не замечают, не осознают, что она увлекает их в своём собственном направлении, а человек только пытается устроиться насколько возможно удобнее в её потоке. Это состояние человека подобно ночному сну, в котором человек не волен во своих взаимоотношениях с реальностью сновидного мира.
Низшая природа увлекает человека только потому, что его внимание пассивно открыто её влияниям, при помощи которых она управляет им. Очень хорошо это поясняет аналогия с запахами, к которым человек может привыкнуть и не замечать их. Правда, если его на некоторое время освободить от привычного для него запаха, то, вернувшись в прежние обстоятельства, он осознает его. Таким образом, человек в течение своей жизни просыпается только на короткие отрезки времени, при изменении обстоятельств, и вновь погружается в сон, в котором им управляет низшая природа. Человека можно назвать спящим тогда, когда через канал его открытого пассивного внимания, низшая природа управляет им, удерживая его внимание на последовательности событий окружающего мира. Низшая природа, используя внешнюю реальность, управляет взаимоотношением человека с ней. При этом она не даёт возможности освободиться от неё даже на короткое время, чтобы он не осознал, что находится в её плену.
Пётр Петрович Гаряев, проводя исследования в области волновой генетики, утверждает, что информация хромосом хранится не в самой хромосоме, а в информационном энергетическом поле, принадлежащем этой хромосоме. А исследования английского учёного Майка Ламберта показали, что ДНК имеет кристаллическую структуру, которая служит приёмником, передатчиком и усилителем частот. И в то же время нам известно, что существует некое информационное поле Земли, которое в настоящее время одни называют полем Шелдрейка, по фамилии учёного, открывшего его, другие называют это поле матрицей, которая создаёт голограммы различных форм жизни и управляет ими и их взаимодействиями между собой. Другими словами, поле Шелдрейка или матрицу мы можем назвать суперорганизмом или суперголограммой, управляющей человеческими голограммами. И так же как для существования человека являются необходимыми клетки его тела, так и для этой суперголограммы необходимы люди, которые являются клетками её тела. Матрица питается энергией человеческих эмоций, особенно энергиями страха и безысходности.
Сознание каждого человека способно вмешаться в принимающую систему ДНК своего организма и перенастроить её на приём более высоких программ, принадлежащих уровням сознания, превосходящим матрицу низшей природы. И тогда человек может выйти из-под её влияния, что низшая природа постарается не допустить.
Человек принадлежит тому плану сознания, который владеет его вниманием. Поэтому, низшая природа привлекает человеческое внимание множеством всевозможных способов и для этого она использует определенных людей – проводников её воли. У неё для этого есть два основных способа – сделать людей богатыми, а богатому всегда всё мало и он стремится стать ещё богаче; или сделать людей бедными, чтобы они были в состоянии хронического выживания, на грани затяжного стресса. Обычно низшая природа использует оба эти способа, которыми она приковывает к себе внимание человека. Богатые люди считают, что главная цель жизни – это, как можно более высокое, желательно беспредельное материальное благополучие, и всё их внимание приковано к ценностям этого мира. Может быть, в лучшем положении, но незначительно, находятся бедные люди. Они так же привязаны к материальному миру, но привязанность к его ценностям у них выражена меньше, чем у богатых. Вспомним сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке», в которой аппетиты старухи непропорционально росли в зависимости от степени её значимости и богатства. Степень привязанности человека к материальному миру зависит от степени его единства и созвучия с ним.
Духовный искатель может легко осознать, что его внимание постоянно сканирует внешний мир. Его внешние пять органов чувств крепко привязывают его сознание к реальности окружающего его материального мира. Он окружён вещами, которые поглощают его внимание, и он не может вырваться за их пределы. Мало того, он может осознать, что не он управляет обстоятельствами, а обстоятельства и даже вещи, диктуют ему свою волю и заставляют его служить им. И, кроме того, наши мысли, являясь отражением реальности внешнего мира, заполняют наше внутреннее пространство, и мы распяты, как во внешнем, так и во внутреннем пространствах. К тому же мы распяты в нашем времени, так как наше прошлое и будущее заполнены событиями, пришедшими к нам из реальности материального мира и ожиданиями благоприятных или неблагоприятных событий, которые могут ожидать нас в будущем. И ещё, мы очень часто спешим, даже тогда, когда спешить некуда. Наше предполагаемое будущее торопит нас, и по этой причине мы только частично присутствуем в настоящем, и действуем автоматически, не будучи сознательными.
У человека бывает только два состояния сознания – открытое, когда внимание человека просто бесцельно воспринимает внешний мир, и человек действует в этом мире, находясь под его постоянным управляющим вниманием. Хотя человек не бесцельно внимает миру, потому что мир привлекает его внимание чем-либо интересным и стремится удержать его, постоянно меняя сюжеты реальности.
И ещё низшая природа, пытается убедить человека, что во вселенной нет ничего более значимого, чем этот проявленный мир с его ценностями. На уровне мега и микро мира учёные ищут разумную жизнь и нечто неуловимое, запредельное. Ищут в бесконечностях вселенной совсем не для того, чтобы найти разумную жизнь, напротив, чтобы доказать, что человеческая цивилизация на Земле – это нечто исключительное во вселенной и нет в ней нигде ни человекоподобных братьев по разуму, ни других планов сознания. Хорошо об этом написал Чингиз Айтматов в своей книге: «И больше века длился день». В ней космонавт встречается в космосе с инопланетянами и сообщает об этой встрече в центр управления полётами. После консультации с правительством, из этого центра космонавту рекомендуют не возвращаться на Землю.
Не правда-ли странно, с одной стороны человек стремится познавать мир и самого себя в нём, а с другой стороны – ему позволяют это делать в пределах дозволенного. И основной причиной, определяющей границы дозволенного, является власть. И если разобраться глубже, то это не человеческая власть и не человеческая воля определяет эти границы. Для человеческой власти оптимальным вариантом была бы эволюция, как материальная, так и духовная. В таком варианте народ преклонялся бы перед такой властью и всячески поддерживал её. Но богатство стран и народов и бедность их так или иначе привязывают человека к ценностям этого мира. Но дело в том, что современная человеческая цивилизация избрала путь страдания для большинства народов Земли. Почему был сделан подобный выбор? Для кого он был нужен?
Реализация каждого шага божественного замысла имеет не одно значение, и тот выбор, который делает низшая природа с целью подчинения себе человечества, имеет ещё одну сторону замысла Божественного. Эта сторона не осознаётся низшей природой, скрытая от неё пеленой неведения. Для низшей природы человеческие страдания являются источником энергетической пищи, и она делает всё, чтобы не быть голодной. И в то же время стрессовые ситуации, в которых находятся целые народы в современном мире, позволяют определенной категории людей не только выжить, но и стать более совершенными. Правда, совершенствуются не только те, на которых давит социальный пресс, делая их жизнь невыносимой, но и те, которые закручивают этот пресс. И, тем не менее, замыслы Божественного выполняются.
Когда человеческое сознание пассивно открыто внешним или внутренним обстоятельствам, то внимание человека в это время подобно пылесосу вбирает в себя всё, что во внешнем или внутреннем мире его привлекает. В это время эффективно трансформируется человеческое сознание по образу и подобию того, на что человеческое внимание направлено. Это одна из причин, почему человек должен сознательно относиться ко всему, что вызывает у него интерес. Но это же самое внимание, направленное в сторону Божественной истины, воспринимаемой человеком как глубокий покой, так же испытывает определенное влияние. Но в этом случае можно увидеть большую разницу между пассивным вниманием, направленным во внешний мир, который привлекает его и этим самым удерживает открытым этот канал внимания, и вниманием открытым Божественной истине, который необходимо удерживать направленно открытым, так как низшая природа будет всячески отвлекать его.
Здесь мы осознаём, что внимание человека содержит в себе знание, которое позволяет человеку выбирать, в каком направлении человек должен удерживать своё внимание открытым; бдительность, которая даёт возможность осознавать всё, что не соответствует объекту внимания; волю, чтобы отстранять всё постороннее, входящее в поле внимания человека и удерживать канал внимания открытым. Другими словами, внимание невозможно отделить от сознания человека и его динамической части – воли. Но, у внимания есть ещё одно очень важное качество – оно способно чувственно воспринимать то, на что оно направлено, и даже взаимодействовать с тем, что оно воспринимает. Рассмотрим взаимодействие внимания на двух примерах, с которыми наиболее часто встречается духовный искатель. Первый из них – это остановка ума, а второй – связан с принципами восхождения к Божественной истине.
Шри Ауробиндо говорил о необходимости в духовной работе остановки ума. Остановить ум – это не значит, заставить его замолчать, точнее, это не только заставить его замолчать, но и остановить движения субстанции ума (ментала). Это очень важно, так как человеческий ум является первой ступенью восхождения человека к супраменталу.
Мы уже говорили о том, что внимание человека – это одна из функций его сознания. Наблюдение состояния или функции какой-либо части человеческого существа возможно только с позиции, которая превышает по уровню вибраций наблюдаемый объект. Следовательно, та часть сознания, которую мы называем «Свидетелем», способная наблюдать за умом, должна быть по частоте вибраций выше ума. Эта часть формируется в сознании человека под влиянием его внутренней истинной части – Психического существа и высшего «Я» – Дживы, в результате практики самонаблюдения. Работа по формированию «Свидетеля» описана в предыдущих статьях. Здесь же мы рассмотрим только принцип работы с умом.
Первым шагом, который должен быть сделан духовным искателем на этом пути, является концентрация внимания внутри головы, на уровне Аджна чакры. При этом духовный искатель должен быть внимателен к тишине или пустоте внутри головы. Для удержания внимания во внутреннем пространстве головы не следует представлять там какой-то объект, за который внимание могло бы держаться. Дело в том, что в таком случае у человека активным является внешнее внимание, которое всегда связано с какими-либо внешними объектами. Для работы с умом необходимо, чтобы внимание было расфокусировано и в то же время предельно сосредоточено. Это можно сравнить с сосредоточенной бдительностью человека в лесу, ожидающего в тишине появление первого звука. Только такого рода сосредоточение способно проникнуть в сферу ума. Это связано с тем, что сосредоточение внутреннее – это всегда сосредоточение на состоянии или на пустоте, в которой что-либо происходит или может происходить, но не на объекте. Человек при этом как бы вслушивается или всматривается в окружающее его пространство. При этом его внимание остаётся неподвижным. Степень концентрации такого расфокусированного внимания зависит от степени его неподвижности. И чем более неподвижным является расфокусированное внимание, тем более оно восприимчиво, и тем более высокая его осознанность и способность к различению. С ростом неподвижности внутреннего расфокусированного внимания растёт и его способность влиять на те обстоятельства, которые при этом человек осознаёт. Вероятно, это связано с тем, что в более глубоком покое и неподвижности внутреннего внимания, больше статической и динамической энергии, чем это возможно для внимания внешнего. Это свойство внутреннего расфокусированного внимания в дальнейшем, при остановке ума будет крайне необходимым.
Имеет значение для работы с умом и поза, в которой находится человек. При полной расслабленности тела сохранить бодрствующее сознание несколько труднее, чем, если в теле сохраняется определенной степени мышечный тонус. Для этого достаточно уравновесить своё тело, сидя на стуле или в кресле, при этом спина не должна опираться на спинку стула, а голова не должна быть склонённой. Руки вложены одна в другую, плечи опущены, ступни ног – параллельно, на ширине плеч.
Затем, человек закрывает глаза, чтобы свет и внешние объекты не отвлекали его, и переводит своё внимание в область головы на уровне Аджна-чакры. У него при этом не должно быть каких бы то ни было предположений о том, что будет происходить дальше. Единственное, что при этом он должен делать – это внимать неподвижному пространству и не позволять чему-либо отвлекать его. при этом он может контролировать положение тела, не позволяя ему расслабляться и засыпать. В конечном счёте, тело быстро поймёт, что от него требуется, и будет сохранять необходимый тонус и позу.
Концентрация – это всегда усилие, направленное на отстранении всего, что препятствует её сохранению. Внешний человеческий ум постоянно сканирует окружающую человека реальность, перескакивая с одного объекта на другой. В тех же случаях, когда внешняя реальность не даёт уму достаточно пищи, он начинает питаться, переваривая прошлое, или фантазировать о возможном будущем. Во всём этом важное место занимает значимость человека. Но главное не это – внимание человека, перескакивая с одного объекта на другой, вступает с ними в созвучие. А так как все эти объекты принадлежат низшей природе, то собственная активность человеческого ума крепко привязывает его к реальности этого мира, который низшая природа считает своей вотчиной. При концентрации внимания внутри головы на уровне Аджна-чакры, духовный искатель должен быть постоянно бдительным и не позволять каким бы то ни было мыслям или образам, или же желаниям отвлекать себя. При этом он должен отодвигать приходящие мысли или же другие помехи, и вновь занимать позицию неподвижного внимания внутри головы.
– Внимания к чему?
– К тому, что может появиться в этой неподвижности пространства, которое духовный искатель охраняет от посягательства всевозможных влияний.
– И как долго должен концентрироваться, таким образом, человек внутри своей головы?
– Пока не откроется пространство его внешнего ума. В действительности, это пространство никакого отношения к полости черепа не имеет, и у различных людей оно может быть различной величины, и даже цвета. Например, радиус внутренней сферы ума может быть
Когда в результате настойчивой концентрации перед человеком открылось пространство ума – это значит, закончилась концентрация и человек находится в состоянии медитации. Концентрацию и медитацию можно сравнить с человеком, стоящим у двери, которая не имеет ключа, а откроется она только тогда, когда внутреннее звучание человека или его внутренние вибрации, отражающие его суть, не сравняются по частоте с вибрациями того помещения, которое находится позади закрытой двери. Это ещё можно сравнить со шлюзом, ворота которого открываются только тогда, когда сравняется уровень воды как с той, так и с другой стороны от них. Таким образом, человек может перейти в другую реальность только тогда, когда он станет созвучен ей. Этот принцип очень важен, так как, следуя ему, человек может подниматься по ступеням эволюции сознания. Но для того, чтобы это восхождение стало возможным, Божественный наделил человека ещё одним даром – он дал ему осознанную восприимчивость, позволяющую безошибочно определять направление каждого своего следующего шага. И, наконец, Божественный дал человеку часть своей воли, используя которую духовный искатель может менять обстоятельства на поле внутренней работы.
Итак, концентрация завершилась открытием внутреннего пространства внешнего ума. Всевозможные влияния внешнего мира остались за пределами восприятия и то, что прежде было на уровне подсознания, стало осознанным. Перед нами открыта сфера ума. Голубоватый свет и… ничего не происходит. Вдруг замечаем, откуда-то справа в пространство сферы вплывает облачко, похожее на рулет. Есть знание, что оно содержит в себе какую-то информацию. Появляется побуждение захватить это облачко и развернуть, узнать, что оно таит в себе. Но у нас есть цель – остановить ум и для этого необходимо позволять мыслеформам проходить мимо, не задерживая и не раскрывая их. Хотя интересно, а что там внутри? Вслед за первым облачком мыслеформы плывёт второе, третье. А потом, неожиданно, откуда-то слева и сверху точно стрела прорезала пространство сферы ума очередная мыслеформа. Где-то внизу смутно осознаётся какое-то движение. Обращаем внимание в нижнюю часть сферы ума и видим тёмный колодец, в котором происходит шевеление. Там тоже мыслеформы, уродливые, серые, чёрные, коричневые. Некоторые из них вспыхивают багровыми сполохами. Можно осознать, что вся эта тёмная нечисть глубокого подсознания становится более активной, если её замечают. Из этого колодца иногда вылетают обрывки слов, не всегда цензурных, поднимаются точно клубы тумана желания и иногда непозволительные побуждения. И постоянно слышен какой-то гул, который кажется угрожающим, а иногда в нём слышаться манящие ноты, которые притягивают внимание и даже в какой-то степени гипнотизируют его. А в это время в сферу ума со всех сторон вплывают мыслеформы, и каждая из них соблазняет своим содержанием, словно приглашая «Свидетеля», наблюдающего их шествие, открыть их и познать их.
Но почему в самом начале проникновения в сферу ума всевозможных мыслеформ было значительно меньше, да и вели они себя более скромно, чем сейчас. Даже глубокое подсознание, похоже, просыпается от сна и пытается захватить «Свидетеля». Возможно, ум не хочет, чтобы его осознали, и пытается подавить осознающего, или же захватить и подчинить его себе. Но всё относительно успокаивается, когда духовный искатель замечает, что, находясь в позиции «Свидетеля», он был несколько напряженным, и расслабляется. Он видит, что мыслеформы входят в сферу ума откуда-то снаружи, но остаётся безразличным к их содержанию. И тут неожиданно для себя осознаёт, что он может находиться как внутри сферы ума, так и снаружи, что позволяет ему увидеть рой мыслеформ, мятущихся вокруг его головы, каждая из которых стремиться проникнуть в сферу его ума. И ещё он осознаёт, что может без особых усилий отодвинуть это рой от своей головы.
После этого в сфере ума наступает тишина. Эта тишина была и прежде, но она, скорее, является пустотой, в которой ничего не происходит. Возникает своеобразная передышка, когда можно оглядеться и что-то понять. Но что можно понять, когда мыслеформы не появляются на небосводе сферы ума. Но, что-то в этом внутреннем пространстве сферы ума, всё-таки происходит. Для того чтобы осознать наступившие изменения в сфере ума, необходимо внутренне замереть, стать совершенно неподвижным, по крайней мере, настолько неподвижным, насколько это возможно.
Когда человек с позиции «Свидетеля» что-либо наблюдает достаточно времени, то он начинает осознавать, что состояние покоя и неподвижности, в котором находится «Свидетель», можно увеличить или усилить. Но, чтобы это стало возможным, еще раз повторяю, необходимо, как бы привыкнуть к той неподвижности, в которой прежде осознавалась внутренняя реальность. В нашем примере этой реальностью являлась сфера ума. Некоторое время спустя, человек начинает осознавать, что как «Свидетель» он может стать ещё более неподвижным. Некоторое время спустя, человек может осознать, что достигнутая неподвижность не является предельной, и он может создать внутри себя ещё большую неподвижность. Но каждый раз необходимо какое-то время, чтобы привыкнуть к той неподвижности внимания, которая есть, чтобы сделать шаг е ещё большей неподвижности. Сколько может быть ступеней неподвижности «Свидетеля», сказать невозможно, так как Вселенная бесконечна в любой своей точке.
Сделав свой ум молчаливым, совсем не значит, что мы сделали его неподвижным. Стремясь к всё большей неподвижности «Свидетеля» мы обязательно однажды осознаем, что пространство внутренней сферы ума состоит из субстанции, имеющей свои качества – прозрачность, вязкость, подвижность. Всё пространство сферы ума оказывается занято взаимно переплетающимися вязкими потоками, которые совершают медленные червеобразные движения относительно друг друга. Наблюдая за медленными движениями субстанции сферы ума, духовный искатель может осознать тесную связь между вниманием и объектом, на который оно направлено. К нему приходят знания, что он может влиять на субстанцию, используя силу воли, которую содержит его внимание.
Духовный искатель осознаёт, что его внимание – это так же субстанция, подвижность и энергия которой зависят от степени или глубины её покоя. При глубокой неподвижности его внимания, направленного на какой-либо объект, он становится единым с этим объектом и в то же время преобладает над ним. Это связано с тем, что его внимание осознанно, и уровень вибраций его значительно выше, чем у объекта, на который оно направлено. Осознав подвижность субстанции ума, духовный искатель делает незначительное внутреннее волевое усилие и останавливает её движение. Он может удерживать неподвижность субстанции ума неопределенно долго, так как для этого в дальнейшем ему будет достаточно направленной внимательности.
Остановка ума (или разума) является первой ступенью восхождения духовного искателя. Следующей ступенью является – Высший разум, затем – Озарённый разум, после которого человек может взойти на ступень Интуитивного разума и, затем, подняться на высшую ступень низшей сферы миров – Глобальный разум, принадлежащий мирам богов. Но и эта ступень не является предельной, так как за ней следует высшая сфера миров с бесконечной спиралью восхождения сознания. От ступени разума плана богов, человек должен выйти за пределы притяжения низшей сферы и вступить в бессмертие супраментального разума.
Но завершение процесса остановки ума ещё не гарантирует необратимость начавшегося процесса восхождения сознания духовного искателя. Низшая природа в человеке постарается сделать всё, чтобы вернуть «блудного сына» в своё лоно. И для того, чтобы не сойти с пути восхождения по лестнице разума, человеку необходимо в соответствии с изменяющимся уровнем его сознания, менять частоту вибраций всего своего существа. Она должна соответствовать частоте вибраций очередной ступени разума, на которую поднимется духовный искатель.
Для того, чтобы эта работа была сделана духовный искатель должен открыть для себя сферу Анахата-чакры. Это является очень важной частью внутренней работы, так как в этой сфере человек найдёт своего проводника и учителя – своё Истинное «Я», а затем и высшее «Я», которое в восточных традициях называют Дживатманом.
Сам процесс открытия сферы Анахата-чакры может быть независимым от работы с умом, но эффективность этой работы в значительной мере возрастает, когда ум человека уже в значительной мере успокоен. Лучше всего эту работу начинать в тихом помещении и насколько это возможно, в спокойном состоянии. Вначале ответьте себе на вопрос: что вы хотите осознать в сфере Анахата-чакры? Она может быть заполнена всевозможными эмоциями (конечно, не сразу всеми), проявлениями эго, и, наконец, там вы можете осознать эманации своего истинного «Я». Во многом состояние пространства Анахата-чакры зависит от состояния «Свидетеля». То же самое происходило, когда духовный искатель открывал для себя сферу разума.
А теперь вам необходимо сесть удобнее, так чтобы голова и туловище не падали вперед. Лучше всего, если туловище будет в вертикальном положении в состоянии незначительного тонуса, достаточного, чтобы тело не заснуло. Если выпрямить спину и сидеть ни на что не опираясь, то мышцы спины будут иметь необходимый для этого тонус. Закройте глаза и осознайте, что вы находитесь позади закрытых глаз. Затем отодвиньтесь несколько назад и осознайте пространство внутри грудной клетки позади сердца. Разумеется, вы там не увидите никакого пространства, а только темноту. Но эта темнота, конечно же, находится в каком-то пространстве. Там, в этой темноте вы должны осознавать само пространство, его неподвижность, которая во многом зависит от неподвижности осознающего «Свидетеля». Удерживайте как можно дольше состояние неподвижности. Конечно, низшая природа в этом случае не оставит вас в покое, так же как и при работе с остановкой ума. Она будет постоянно тем или иным способом отвлекать вас. Для низшей природы важно, чтобы ваше сознание было разорванным, неустойчивым, потому что только в этом случае она может управлять вами по своему усмотрению. Если вы будете регулярно выполнять это упражнение, то однажды перед вами откроется сфера сердца, освещённая золотистым светом. основной целью духовного искателя во всей описанной здесь работе, является создание всё большей неподвижности и покоя как в сфере ума, так и в сфере сердца. Эту неподвижность может инициировать только «Свидетель», который способен не только осознавать в себе состояние всё большей неподвижности, но и реализовать его.
Особенностью низшей природы является её неустанное стремление всё живое низводить на всё более низкий уровень жизни. В свою очередь всё, что дышит, стремится выжить, остаться на плаву и для этого вынуждено прилагать необходимые усилия. Эволюция и сама жизнь возможны только там, где живые организмы прилагают усилия. Если духовный искатель обладает достаточно высокой восприимчивостью, то он осознает, что из неосознаваемых им глубин его существа постоянно поднимается поток энергии-воли, побуждающий его не только жить, но и познавать мир и проявлять в нём какую-либо грань творчества, необходимую, возможно, не для него самого, но для реальности этого мира. И в то же время он может осознать, что низшая природа всячески препятствует этому. Если человек осознает эти две силы, которые кажутся противоположными друг другу, то он поймёт, что они делают одно и то же дело, необходимое для эволюции жизни и сознания на Земле.
Обратите внимание на особенности взаимодействия этих сил. В раннем детстве – их избыток и это раскрывает в ребёнке многие таланты, которые как-то проявляются в соответствии с его возрастом и возможностями. Правда, взрослые своим, часто неразумным, вмешательством, которое они называют воспитанием, многие из этих талантов и стремлений глушат на корню. Например, стремление ребёнка к прекрасному и совершенному, удовлетворяется взрослыми – куклами Барби и целой коллекцией механических игрушек. Стремления к знаниям утоляется телевизионными передачами, или же совсем игнорируются. Воспитывая в ребенке будущего потребителя, взрослые стремятся удовлетворять его желания, не думая о том, что от желания до его удовлетворения лежит дистанция творчества. Когда же желание удовлетворяется сразу, то для процесса не остаётся побуждения.
Вспоминается один поучительный эпизод, произошедший ещё в советские времена. В одной из семей маленькие брат и сестра решили копить однокопеечные монеты. И когда их родители приходили домой, они просили у них разрешения поискать в карманах копейки. Когда они находили их, то радости небыло предела, и они честно делили их поровну. Но однажды отец принёс им сразу десять рублей копейками, и… радость их тут же погасла. Для них было важен не результат, каким бы он значительным ни был, а сам процесс! А процесс потерял смысл. Человека делает человеком не объекты, которые он имеет, а процесс, творчество, фантазия, усилия, которые он прилагает на путях к своей цели. И этот промежуток времени между появлением желания и целью, определяет направление формирования личности человека. Главными являются не вещи, а пути достижения этих вещей. И та энергия, которая даётся человеку для творчества перенаправляется на приобретение готовых вещей. творческое начало в человеке гаснет, он становится цивилизованным животным, умеющим считать деньги и планировать выгоду или хотя бы приобретение ещё каких-то вещей. Читать? Конечно, надо уметь читать вывески, рекламы, рекомендации и другие важные вещи. Думать? О чём и зачем? По телевизору скажут всё, что нам необходимо. Самое главное – это удовольствие. Всё должно доставлять удовольствие. Удовольствие мне, а не кому-то другому.
Творческий процесс – это усилие, радостное усилие. И радость от самого процесса, а не от предвкушения будущего результата. Это возможно только для человека, но не для животного и не для сформированного потребителя. Здесь будет уместной цитата из высказывания министра образования Андрея Фурсенко из газеты «Голос Санкт-Петербурга» №9 за июнь 2011 года. «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатом творчества других…».
Энергия, которую человек получает от природы, питает и поддерживает только те его возможности, в направлении которых он делает свои индивидуальные усилия. А направления эти определяют СМИ, точнее, те, которые стоят позади них. Они формируют мировоззрение всего человечества, воспитывая в нём религию денег. Да, именно денег, а не вещей. Вещи и удовольствия – это всё вторично. Итак, энергия, которая даётся Богом для творчества и эволюции его сознания, тратится человеком на приобретения денег и всего остального, что можно купить на эти деньги. И для человека это – тупик.
Особенно печально положение людей, которые вышли на «заслуженный отдых» и решили, что теперь они могут вволю ничего не делать. Природа ограничивает человеку количество энергии в тех направлениях, в которых он не прилагает усилия, и она может увеличить поток жизненной энергии, если человек использует её для творчества. Люди, которые по каким-либо причинам лишены возможности творчества, которые живут ради получения удовольствий а ради познания реальности этого Божественного мира, обречены на деградацию. И это касается не только потребителей, психология которых это – психология раба, но и их повелителей, потому что информационное поле, управляющее всем человечеством – одно на всех, не зависимо от социального положения людей. Современный метод формирования человечества с психологией потребителя, можно сравнить с распылением в помещении психотропного средства, меняющего ориентацию человека в окружающем его мире. При этом, под влияние этого средства попадают как те, которые распыляют его, так и те, для которых это средство предназначено. И так как деградация сознания современного человеческого общества идёт повсеместно и равномерно, то люди этого просто не замечают.
В этой статье мы много говорили о направленном внимании и различных его аспектах. В действительности, единственным источником внимания является Божественный. И если человек осознанно использует этот бесценный Божественный дар, если не позволяет ему быть захваченным ценностями этого мира, то этим самым он приближает себя к Божественному.
ВИДЕО 3 - РАСКРЫТИЕ АНАХАТА ЧАКРЫ