Есть внимание внешнее и внимание внутреннее. Причём, внутреннее внимание определяет направление человеческой жизни, и ограничивает диапазон интересов человека, в направлении которых внешнее внимание может быть обращено. Внутреннее внимание – это состояние, порождённое целью, а цель в свою очередь определяется направленностью мировоззрения.
На первый взгляд, кажется, что мировоззрение не может иметь направленности, но это не так, потому что любое мировоззрение – это внутренняя форма человеческой личности, её структура, имеющая врождённый генетический фундамент, проявляющий себя как склонности, который определяет динамику взаимоотношений с внешним миром. И в этой динамике человек не может не иметь определенных предпочтений. А желания и предпочтения всегда имеют конкретное направление.
Во вселенной всё асимметрично, и в первую очередь это касается жизни и нежизни. У одних людей направленность мировоззрения и, соответственно, внимания имеет предпочтения в сторону жизни, у других же в сторону деградации и нежизни. Первые видят в реальности этого мира только уроки, позволяющие им идти по восходящему пути внутреннего совершенства. Другие же, видят в этом мире только неживые вещи, которым они придают исключительную ценность, определяющую смысл их жизни. Реальность этого мира для них является полем их деятельности, на котором они стремятся быть максимально успешными, получить на нём максимальный урожай материальных, опять-таки, неживых ценностей, испытать насколько возможно, максимальные удовольствия, обладая этими ценностями, властью и собственной значимостью. Фактически, внешние ценности, и в первую очередь деньги, для них являются своеобразным богом, которому они усердно служат. Суженное внешнее внимание, приводит к формированию внутреннего потока внимания, направляющего человеческую жизнь в сторону поля неживых объектов, что приводит к атрофии у человека многих человеческих качеств таких как совесть, сострадание, порядочность и др.
Внешнее внимание человека имеет свойство уставать и, поэтому, оно требует новизны и постоянно переводит свой фокус от одного объекта к другому. В связи с этим Низшая природа окружила человека множеством привлекательных для него объектов, что позволяет вниманию человека, как угодно долго блуждать в лабиринте ловушек проявленного материального мира, без надежды однажды выйти из этого лабиринта.
Прерывистое, прыгающее с одного объекта к другому, внешнее внимание, сливается в единую непрерывную цепь, состоящую из сравнительно коротких звеньев внимания. Другой особенностью внешнего внимания является то, что оно в значительной мере формирует внимание внутреннее, которое можно назвать определенным направленным интересом, порождающем определенные предпочтения. Внутреннее внимание устойчиво и является проявлением мировоззрения человека. Другими словами, то на чём фиксирует человек внимание, является строительным материалом для его мировоззрения. В свою очередь, мировоззрение человека ассиметрично разрастается в ту сторону, которая соответствует наиболее частым и длительным внешним влияниям. Таким образом, направленность структуры мировоззрения человека, и следующие отсюда предпочтения, зависят не только от генетической предрасположенности, но и от осознанной или неосознанной фиксации внешнего внимания
Ещё одной важной особенностью внимания является его способность мышь превращать в слона, точку – в бесконечность, а незначимое – в значимое – всё зависит от длительности фиксации внимания. Кроме того, внимание способно открывать двери непознанного, и рассеивать мрак неведения. Но это уже зависит не только от длительности фиксации внимания, но в первую очередь от его восприимчивости.
Сформированное устойчивое внутреннее внимание, как мы уже говорили, всегда имеет определенную направленность, и этим самым создаёт в сознании человека своеобразные психологические шоры. С одной стороны это хорошо, так как не позволяет человеку отвлекаться на что-то второстепенное, а с другой стороны – плохо, потому что это делает сознание человека узким и не восприимчивым ко всему, что не соответствует его предпочтениям. Но это касается только внутреннего внимания, направленного на ценности внешнего мира.
Всё выглядит иначе, когда внутреннее внимание направлено в сторону Божественного. Так как всё есть Бог, то шоры на сознании духовного искателя охраняют его от захваченностей ценностями материального проявленного мира, и в то же время оставляют человека свободным в познании всех граней реальности этого мира.
Внешнее внимание человека, подвластное его воле, которое он направляет на различные внутренние состояния, эмоции, влечения и побуждения, при этом решает одновременно три задачи. Первая и основная из них – это формирование внутреннего внимания, что непосредственно связано с формированием мировоззрения духовного искателя. Вторая задача – это познание самого себя и приобретение власти над своей низшей природой. И третья задача – формирование «Свидетеля», внимание которого одним своим полюсом направлено к истинному «Я» человека, а другим во внешний мир. Отсюда, восприятие мира и его значимостей человеком, у которого сформирован «Свидетель», не созвучно с восприятием обывателя.
Нельзя считать случайным разделение всего человечества на две неравные части, из которых только немногие избирают для себя путь, ведущий к Божественной истине – путь человеческого предназначения. В то же время миллиарды людей избирают для себя успешность в этом проявленном мире. Человечество можно рассматривать как гигантскую пирамиду жизни, нижняя часть которой сливается с животным миром, а её вершина всеми своими предыдущими уровнями вознесена в небо. Отсюда можно сказать, что миллиарды людей обеспечили Шри Ауробиндо результаты его духовной работы.
Если миллиарды людей с надеждой фиксируют своё внимание на неживых ценностях материального мира, то, разумеется, структура их мировоззрения, их сознания и даже структура их существа, постепенно примитивизируется, так как неживая материя более примитивна по сравнению с живой. Кроме того, мы помним, что внимание – это канал или средство взаимодействия двух объектов. Поэтому взаимодействие живого и неживого, в конечном счете, приводит к некоему усреднению качеств, при котором живой человек теряет часть своих человеческих качеств, например, совесть, сострадание, честность. В свою очередь, неживые объекты, например деньги, драгоценности, вещи, приобретают свойства живых объектов, в частности, они требуют от человека активности в мире материальных ценностей. Сюда же можно отнести намоленные иконы, святые или вообще значимые места, различного рода фетиши. Связь между живым и неживым может быть так велика, что утрата каких-то материальных ценностей может привести человека к самоубийству.
При взаимодействии живых и неживых объектов возникает ещё одно очень нежелательное следствие – неживые объекты получают власть над человеком. Это связано с тем, что количество неживых объектов, которыми окружает себя человек, всегда значительно больше, чем живых. И во-вторых, неживые объекты более инертны, устойчивы к возможным изменениям, по сравнению с человеком. Тогда взаимодействие человека с материальными ценностями, преимущественно меняет человека, трансформируя его личность. Можно представить такую схему, на которой нулевая линия делит живое и неживое. При взаимодействии друг с другом живое теряет часть своих качеств, в первую очередь высших – таких как совесть, сострадание, способность к высокой любви, честь и др. У человека исчезают стремления к высокому, истинному, светлому. Этим самым жизнь приближается по своим качествам к нежизни. Человек становится более примитивным, сосредоточенным на материальных ценностях, другими словами, потребителем. Здесь есть линия невозврата, перешагнув которую, потребитель уже не сможет вернуться к человеку, все его интересы будут сосредоточены только в пределах материальных ценностей. Низшую природу можно сравнить с магнитом, который притягивает и захватывает железные объекты, если они слишком приблизились к нему. Освободиться от притяжения магнита, если объект уже захвачен им, неизмеримо труднее, чем это сделать в тот период, когда появились первые признаки притяжения. И это верно при любых взаимодействиях человека с реальностью этого мира.