Каждому человеку судьба предлагает два пути. Один из них внешний, на котором человек делает постоянные усилия, чтобы преодолевать трудности при решении всевозможных проблем. При этом, человек приобретает определенный жизненный опыт, который, возможно, сделает его более адекватным при встрече с какими-либо другими проблемами. Чаще всего в таких случаях, приобретая опыт, человек становится более умелым, чем он был прежде.
Другой путь внутренний, находясь на котором человек никуда не идет, и не решает проблемы, потому что Божественный сам предоставляет ему необходимые уроки для роста его внутреннего совершенства. Обычно уроки духовному искателю даются тогда, когда он готов решать их, и никогда не бывает уроков, не по силам ищущему. На первый взгляд кажется, что уроки Божественного по своей интенсивности и направлению хаотичны, но это только кажется, в действительности определенные уроки даются только тогда, когда человек может решить их и приобрести внутренний опыт. В отличие от опыта внешнего, которые человек приобретает при решении различных проблем, внутренний опыт делает человека более мудрым, а сознание его более совершенным. Есть и другие отличия внутреннего пути от пути внешнего. Человек, на внешнем пути, прежде чем сделать очередной шаг, всегда предполагает направление и результат следующего шага. В то же время на внутреннем пути каждый следующий шаг духовного искателя, определяется Божественным. Внутренний опыт духовного искателя приходит к нему волнообразно, и в промежутках между волн, кажется, ничего не происходит, что порождает у человека мысли, что Бог оставил его. В действительности же, однажды избрав человека для духовной работы, Бог уже никогда не оставляет его. И однажды придёт волна, в которой человек осознает себя единым с Богом и тогда он уже не скажет: «Пусть будет так, как хочешь ты», или «Не моя воля, но твоя», и тем более «Отче наш сущий на небесах…». В этот период человек не осознаёт себя инструментом Божественного, или каналом, который используется Божественным, потому что в таких случаях Божественный отделен от канала или инструмента. В период единства с Божественным для человека исчезают противоположности этого мира. И для человека нет ни добра, ни зла, ни бога, ни дьявола – всё становится единым проявлением вездесущего Бога.
Когда Шри Ауробиндо говорит, что асуры – это антибожественные сущности, то он прав, так как они всячески препятствуют человеку в его реальной духовной практике. Но когда человек становится единым с Богом, то он начинает понимать, что асуры – это существа, которые прилежно служат богу, хотя и не ведают этого, предполагая, что они противостоят Ему. И на человека они могут воздействовать только на его несовершенства, что является необходимым для духовного искателя, так как позволяет ему осознать те грани своего существа, которые прежде были скрыты от него. На самом деле ничто Богу в его бесконечной работе противостоять не может. Но для одного человека – это противостояние, а для другого – это божественная милость. Поэтому «Отче наш…» Иисус Христос дал простым людям, для которых Бог пока ещё находится значительно выше их – на небесах. И это правильно, хотя в другом месте он говорил, что «царство Божие внутри вас», более того – Бог вездесущ.