Человеческую жизнь можно представить, как дорогу, которая из долины взбирается на холм и, достигнув его вершины, опускается в долину по ту сторону холма. Но это только метафора человеческой жизни, которая начинается от зачатия, затем следует рождение, юность, зрелость, после которой начинается увядание и старость, а затем, человек умирает.
Такую же дорогу проходит и всё человечество – детство, юность, зрелость, увядание и деградация и смерть. На Земле уже было много цивилизаций, которые канули в Лету, завершив свой цикл. Но у Бога ничего не бывает бесцельным или случайным. И так же как жизнь отдельного человека, так и жизнь всего человечества имеют своё предназначение.
Дорога, ведущая на вершину холма – это на физическом плане восхождение к зрелости; спуск на ту сторону холма – это увядание, старость и смерть. Всё в природе соответствует этому принципу. Весной распускаются листья на деревьях, затем они цветут и плодоносят, а потом начинается увядание, листья опадают и дерево засыпает на долгую зиму, чтобы в следующем году повторить этот же самый цикл. Человек так же повторяет циклы рождения, зрелости и смерти из одной жизни в другую и кажется, что всё сущее во вселенной движется по кругу, снова и снова повторяя уже прежде пройденные пути. И когда однажды Вивекананда, выступая перед многочисленной аудиторией, сказал, что, возможно, через тысячи лет в очередном цикле жизни, они вновь встретятся в этом зале, то он имел в виду, что на физическом плане всё повторяется. Но физический план имеет своё предназначение в эволюции вселенной – он необходим для встречи и взаимодействия сил Высшей и Низшей природы.
Физический план можно рассматривать как изолированный план со своими законами и своими целями. И с этой точки зрения, человек является его пленником, так как всё, чем бы он не занимался на этом плане, будет подчиняться законам этого плана. И тогда человек может придти к выводу, что все ценности, ради которых стоит жить, находятся в этом материальном мире. После такого умозаключения человек невольно становится инструментом Низшей природы проявленного плана этого мира.
Но человек может рассматривать проявленный план и с точки зрения Высшей природы, которая стремится поднять сознание человека над ценностями этого мира. И тогда все человеческие ценности, на которые он опирается в своей жизни, приобретут совершенно другое значение. Тогда этот мир предстанет перед человеком как школа, в которой все события без исключения, от ничтожно малых, до очень значимых станут указателями направления внутренней работы духовного искателя.
Если человек будет помнить, что внешний мир поворачивается к нему той стороной, которая соответствует его внутреннему миру, то это позволит ему осознать свои достоинства и недостатки, не только свидетельствуя их в себе, но и будучи внимательным ко всему, что происходит вокруг него. И тогда восходящая часть пути его жизни станет трамплином, оттолкнувшись от которого он обретёт духовные крылья.
И это касается не только отдельного человека, но и всего человечества. Если всё человеческое внимание будет фиксировано на материальных ценностях этого мира, если власть, комфорт и удовольствия станут опорой стремлений современного человечества, то судьба его скоро будет предрешена, потому что современная цивилизация уже не только достигла своей вершины, но и уже нисходит по пути своей деградации. Как для отдельного человека, так и для всего человечества, определяющим его судьбу признаками, являются – снижение гибкости мировосприятия, утверждение своих правил и догм, неприятие инакомыслия и стремление навязывать другим людям или народам свои взгляды на реальность этого мира, и нежелание менять свои взгляды или свои мнения о самом себе. Это признаки старости, это симптомы деградации, свойственные как отдельным людям, так и целым народам. До современной цивилизации прежде было много цивилизаций других, от которых осталась только память. Но с исчезновением цивилизаций не исчезло то, что было прогрессивным и необходимым для эволюции сознания на Земле. Люди, носители передовых знаний и идей спасались, чтобы дать начало новым очагам человеческой культуры и духовности. Современная цивилизация движется к своему закату, и это будет не закат человечества, но крах идей, ставящих во главу угла ценности этого мира и способ бытия, основанный на этих ценностях. Шри Ауробиндо своей жизнью указал направление, в котором должно идти человечество от человека разумного к человеку сверхразумному – Гностическому существу. Современный человек – это переходное существо, и имея способность к самоосознанию и волю к самоизменению, он в состоянии сознательно участвовать в своей собственной эволюции. Те из людей, которые несут в себе свет истинных знаний, пройдут через руины дряхлеющей цивилизации, чтобы принести свет человечеству будущего.
.