Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СОЗНАНИЕ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Петр Зорин

Сознание человека – это его способность к отражению реальности внешнего мира, и самого себя в нём. При этом, человек может быть полностью пробуждённым и осознавать в каждый момент времени влияния внешнего мира и свои ответные реакции на эти влияния. Он может быть в состоянии своеобразного сна, хотя и выглядит в это время бодрствующим, при котором восприятие мира и ответные реакции на внешние влияния, основаны на врождённых и приобретенных стереотипах и автоматизмах. То же самое может происходить с человеком и во время сновидений в ночном сне, в которых он чаще всего не сознателен и его ответные реакции на внешние обстоятельства сновидений так же основаны на автоматизмах. Но иногда человек может осознать себя в реальности сновидения, так же, как это может произойти с ним и в состоянии бодрствования.

Автоматизмы человека связаны с его подсознанием, и человек большую часть своей жизни проводит именно на этом уровне, и говорить о человеке, осознание мира которым основано на врожденных инстинктах и приобретенных автоматизмах, как самоосознающем, бодрствующем существе, далеко не всегда обосновано.

Для различных людей горизонты реальности не одинаковы. Для одних они ограничены работой, магазином и семьей, для других – они могут включать в себя зрелища, поверхностную бульварную литературу, поп-музыку и ещё многие другие удовольствия. Другими словами, как первые, так и вторые живут, опираясь как на условные, так и безусловные рефлексы и инстинкты, что характерно и для животных, но, возможно, на более примитивном уровне. Есть люди, в поле деятельности которых входит стремление жить для других, и есть те, которые живут только для самих себя, и всё это может быть на уровне инстинктов и условных рефлексов, основанных на штампах и автоматизмах. Есть и те, которые готовы отдать свою жизнь для своего народа и даже всего человечества, и в то же время есть много человеческих существ, которые стремятся, чтобы им служили как свой собственный народ и даже всё человечество.

Сознание человека невозможно без восприятия, которое всегда субъективно, в связи с чем, один и тот же мир в сознании различных людей выглядит не одинаково, и любые их отношения к внешней реальности, да и к самим себе, только относительно адекватны.

Можно говорить о сознании клеточных и даже доклеточных форм жизни, например, сознание вирусов. На первый взгляд это звучит абсурдно, но если в квантовой физике даже электроны ведут себя сознательно, то вирус организован неизмеримо более сложно и поэтому он не может быть несознательным. Правда, горизонты его сознания ограничены границами его тела и, взаимодействуя с реальностью, он определяет пригодны ли она для его существования или нет, меняя при этом своё отношение к реальности. Разумеется, вирус осознаёт реальность, если можно так сказать, только органолептически и то разнообразие воспринимаемых качеств, которые доступны человеку, абсолютно не доступны вирусам или бактериям. Но их мир так же недоступен для понимания человеком.

И есть ещё одно фундаментальное отличие восприятия и осознания реальности – человек может осознавать не только то, что он воспринимает, но и своё внутреннее отношение к воспринимаемому. Таким образом, сознание человека, да и всего живого на Земле обеспечивает реакции и само существование, более или менее адекватное внешним обстоятельствам. И в то же время, сознание является опорой для мировоззрения человека, которое может быть сосредоточено вокруг самого себя, быть направленным на гармоничное бытие внешней реальности и быть опорой для устремления к Божественной истине. И, кроме того, мировоззрение, осознаётся это человеком или нет, определяет суть окружающей реальности и её предназначение. Правда, это определение индивидуально и может только незначительно отличаться от мировосприятия животного, и может быть бесконечно обширным и глубоким, и во многом определять взаимоотношения человека с миром.

Именно мировоззрение определяет, будет ли человек привязан к ценностям этого проявленного мира, или же изберёт для себя путь, ведущий к Божественной истине. Это становится возможным для человека, когда он осознает не только структуру реальности этого мира, но и его предназначение. Названные здесь два направления человеческих стремлений, имеют целый спектр уровней от примитивного, животного до космического Божественного.

 

Опубликовано